В истории авиации было много интересных, неординарных, а порой и очень странных конструкций самолетов. К таким летательным аппаратам я думаю можно отнести польский Mielec M-15. К тому же он является единственным в мире реактивным сельскохозяйственным самолётом и единственным реактивным бипланом.
Всего было построено 175 самолетов, из которых 150 поставили в СССР. Из них на территории России до наших дней дожили 2 экземпляра: один в Музее ВВС в Монино, другой - в Ульяновском музее ГА (его мы сегодня и посмотрим).
PZL M-15 Belphegor СССР-15154 (1С014-17) поступил на службу 9 сентября 1979 года и эксплуатировался до 1983 года Северокавказcким УГА, Майкопским ОАО, 317 ЛО.
23-24 августа 1983 года совершил свой последний перелет в Ульяновск, под управлением пилота В. И. Заезжий и техников В. А. Арустамян, В. И. Скварек, после чего был передан музею истории гражданской авиации
Предпосылками для создания более производительного сельскохозяйственного самолета взамен Ан-2, послужил новый курс на индустриализацию сельского хозяйства, поставленный правительством СССР в середине 1960 -х годов с увеличением объемов авиационно-химических работ (АХР).
После рассмотрения 5 разных проектов в Министерстве Авиационной Промышленности СССР, победил проект Измайлова с двигателем АИ-25. Впоследствии было принято решение о начале производства в Польской Народной Республике на заводе "Mielec".
9 января 1974 года первый серийный самолет взлетел в небо. М-15 имеет цельнометаллическую конструкцию, построен по схеме биплан.
Оснащен турбореактивным двигателем АИ-25, баки для химикатов располагались между крыльями и вмещали 2900 литров . Экипаж - один пилот, также за пилотской кабиной имелось два места для техников или дополнительного перевозимого оборудования во время перебазирования самолета.
ТТХ:
Размах крыла, м 22.33
Длина самолета,м 12.72
Высота самолета,м 5.34
Площадь крыла,м2 67.50
Масса, кг
пустого самолета 3090
максимальная взлетная 5650
Топливо, л 1460
Тип двигателя 1 ТРДД АИ-25
Тяга, кгс 1 х 1500
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 175
Рабочая скорость, км/ч 145-165
Практическая дальность, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин 270
Практический потолок, м 4500
Полезная нагрузка: 2900 литров химикатов
Прозвище «Бельфегор» самолёту дали на Парижском авиасалоне 1976 года за специфический «демонический» шум и внешний вид.
В итоге из запланированных 3000 самолетов, которые первоначально заказывал аэрофлот, было построено 170. В разных источниках есть много доводов почему в итоге самолет так и не прижился у нас как сельхоз. труженик и не смог полноценно заменить АН-2. Производство велось до 1980 года, а в 1983 году аэрофлот полностью отказался от них и все самолеты, за исключением двух, попилили на металлолом.
Еще один похожий самолет:
Чехословацкий "Шмель" для нужд сельского хозяйства