В условиях обязательного медицинского страхования в здравоохранении, когда на одного пациента выделяется 15 минут, становится очень важным сделать максимально эффективным этот короткий контакт с врачом. Представьте себе эти 15 минут. За это время врач должен получить от вас всю необходимую информацию, осмотреть вас, подумать, затем донести эту информацию до вас в максимально доступной форме, затем записать свои выводы в карту и выписать вам рецепт на лекарства и направления на обследования.
Даже в условиях частной клиники, где на пациента обычно выделяют от 30 минут до 1 часа, сделать это довольно сложно.
Что может сделать в этой ситуации пациент, чтобы получить максимальную эффективность для своего здоровья от посещения врача? Ведь от того, насколько грамотно и быстро вы сможете изложить всю необходимую информацию о себе, зависит сколько у врача останется времени как следует вас осмотреть, всё обдумать и изложить вам свои рекомендации.
Если вы заранее подготовитесь к этому визиту, то ваши шансы получить грамотный совет от врача сильно возрастут. Ведь врачу, чтобы составить какой-то план обследования и лечения в своей голове необходим такой огромный объём информации о вас, о котором вы даже не подозреваете. Вы же не хотите получить рекомендации от врача, прежде чем он всё обдумает и проанализирует?
В условиях тотальной нехватки времени врач даёт зачастую какие-то автоматические стандартные рекомендации, которые могут не учитывать ваши индивидуальные особенности. От этого, естественно, страдает качество медицинской помощи. Но винить здесь некого, врач в этом абсолютно не виноват. Ему нужны объективные данные в большом объёме и время на принятия решения, а иногда и совет от более опытного коллеги. Врач, конечно, тоже не будет рад своему ошибочному решению, но в первую очередь пострадает пациент.
Есть ли выход в этой ситуации? Что делать пациенту, чтобы получить максимально эффективную медицинскую помощь именно в тех условиях, где он в данный момент находится? Необходимо заранее подготовиться к визиту, чтобы сэкономить время, выделенное на сбор анамнеза( истории жизни и болезни) врачом. Врач начинает задавать вопросы, а пациент, естественно, мало что помнит или вообще не знает ответы на эти вопросы.
Для того чтобы вспомнить, например, лекарства, на которые у вас была аллергия или чем вы болели в детстве, уходит слишком много времени. Например, вы принесли все свои медицинские документы в толстой пачке бумаг, чтобы разложить это в хронологическом порядке и систематизировать у врача опять же уйдёт масса времени, а на остальное его просто не останется.
Или вы пришли в многослойной одежде, которую надо очень долго снимать, как бы комично это ни звучало, но на это уходит очень много времени. Поэтому совет - одевайтесь как можно проще, чтобы снять одежду в максимально короткие сроки. Особенно это касается пожилых людей. Рубашка, на которой надо расстегнуть 6 пуговиц, украдёт всё полезное время. Итак, в чём состоит суть подготовки? Если вы хронический больной и у вас много выписок, результатов обследований и кардиограмм.
Заведите себе папку с файлами, куда аккуратно складываете все эти бумаги в строго хронологическом порядке. Внизу будут находиться более старые документы, вверху последние. Старайтесь иметь дубликаты всех выписанных эпикризов, анализов, результатов обследований у себя дома, никогда не рассчитывайте на амбулаторную карту в поликлинике, их постоянно теряют и важная для вашего здоровья информация безвозвратно утрачивается. В амбулаторную карту отдавайте копии, а оригиналы храните всегда у себя. Это иногда бывает крайне важно.
Например, пациент попадает в больницу, а выписка из предыдущей больницы у врача поликлиники в карте, карту потеряли. Кто в этом виноват уже неважно, а пациент может от этого сильно пострадать. Поэтому все документы должны быть у вас. Сейчас много анализов пациенты сдают частным образом за деньги, чеки и договора в эту папку складывать не нужно, врачу они не понадобятся, а помешать лишнее количество бумаг может очень сильно.
Помимо папки с выписками, лучше отдельно на бумаге написать ответы на стандартные вопросы, которые задают врачи. Ваш рост и вес. Аллергические реакции на лекарства. Точное название лекарства, когда это было и в чём выражалось. Какими болезнями болели в детстве. Какие хирургические операции вам выполнялись, по какому поводу и в каких годах. Стаж курения( годы) И количество сигарет в день. Если вы курили 40 лет, а две недели назад бросили, на вопрос врача -вы курите?
Правильно отвечать да, стаж курения 40 лет, бросил, потому что попал в больницу с инфарктом. Обычно пациент говорит нет я не курю. В данной ситуации это вроде правильно, но выводы врача будут уже искажены. Поэтому отвечать надо чётко. Кардиолога, как правило, интересует семейный анамнез заболевания. Что это значит? Надо поинтересоваться, какими хроническими или сердечно-сосудистыми заболеваниями болели ваши кровные родственники. В каком возрасте они ими заболели и отчего умерли. Например, если все ваши родственники по мужской линии умирали внезапно в возрасте до 45 лет, то вы в группе риска и к вам уже будет более пристальное внимание со стороны врача, алгоритм обследования будет совсем другой, в отличие от пациента, у которого все кровные родственники долгожители.
Ещё важный вопрос, какими хроническими болезнями вы болели раньше или болеете настоящее время. Как вы их лечите. Например, если у вас была язва желудка 20 лет назад и вы о ней уже благополучно забыли, то когда вы, например, перенесли сердечный приступ и вам назначили антитромботические препараты, эта язва может опять появиться. Поэтому так важно вспомнить всё, что с вами происходило в течение жизни. Если у вас гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, холецистит и геморрой, ваш врач обязательно должен об этом знать.
Потому что тактика лечения настоящего заболевания может во многом зависеть от того, в каком объёме вам удалось вспомнить о себе. Если вы это не вспомните и не запишете, то как врач об этом узнаёт и примет правильное решение? Я советую всё вспомнить заранее и записать, потому что на приёме вы можете растеряться и забыть, это абсолютно нормально. Я сама периодически теряюсь, когда становлюсь пациентом. На меня тоже действует «синдром белого халата», хотя я сама уже много лет работаю врачом.
Только после всего вышеизложенного, врач приступит к вопросам о вашем настоящем заболевании, то есть о той проблеме, с которой вы пришли именно сегодня. Здесь очень чётко надо сформулировать, что вас беспокоит? Пациенты очень часто говорят- мне плохо доктор, я очень плохо себя чувствую. Это слишком абстрактно, надо говорить более точно. Лучше сразу говорить конкретные ощущения — слабость, потливость, головная боль, боль в груди, кашель, насморк, температура(цифры), боли в верхних отделах живота или в правом боку. То есть конкретное указание где именно болит.
Лучше избегать формулировок -у меня болит желудок. Зачастую за этой формулировкой скрывается понос, который к желудку не имеет никакого отношения. Или, например, у меня болит сердце, дальше при детальном расспросе выясняется, что болит в левой половине грудной клетке при сильном кашле и к сердцу это тоже не имеет никакого отношения. Лучше сказать, что болит вверху живота или под ложечкой или в левой половине грудной клетки и показать рукой то место, где болит. Надо постараться вспомнить, когда именно заболело, как часто болит, с чем связана боль или неприятные ощущения.
Больше акцент сделать на свои ощущения, детально их описать, а не ставить себе диагноз. Болит желудок -это уже диагноз, а тяжесть в верхнем отделе живота после еды- это ощущение(симптом), на основании которого врач будет делать свои выводы и рекомендации. Вы же для этого идёте к врачу, чтобы услышать его выводы? Я неслучайно об этом говорю, потому что пациенты хотят услышать подтверждения своих выводов, а если выводы врача не совпали с ожиданиями пациента, тогда начинаются проблемы.
Пациенты просто игнорируют эти рекомендации или считают врача некомпетентным, а это зачастую совсем не так. Но воспользоваться или нет рекомендациями врача решает сам пациент, это его выбор. Нам врачам тоже надо научиться уважать выбор пациента, какой бы, на наш взгляд, он был неправильным.
После этого небольшого философского отступления хочу сказать ещё об одном важном моменте. Например, надо заранее сказать врачу о цели своего визита. Вы давно наблюдаетесь у этого врача и пришли на плановый осмотр, то есть вас ничего не беспокоит, лечение подобрано хорошо, самочувствие отличное, но необходимо проверяться и вы пришли. Это одна ситуация.
Или например, вы пришли, потому что заметили у себя какие-то неприятные ощущения, стало скакать артериальное давление или что-то другое. Или вас выписали из больницы и надо продлить больничный лист, потому что на работу вам пока рано, нужен восстановительный период. Или вам нужна санаторно-курортная карта или направление к более узкому специалисту. Вы пришли просто выписать рецепт лекарства, которые у вас закончилось. Если вы сразу обозначите цель визита, то, возможно, вы быстрее её достигнете.
Если вы хронический пациент, перенесли инфаркт или инсульт, страдаете диабетом и гипертонией, часто это всё идёт вместе, вы принимаете огромное количество лекарств и не помните их названий, то перед визитом к врачу их тоже надо выписать на листочке, с точными дозировками и временем, когда вы их принимаете.
Даже если вы ни один год наблюдаетесь у одного врача, он всё равно не может помнить все ваши таблетки, у него десятки и сотни пациентов. Вы тоже можете их забыть, поэтому все таблетки с точными дозировками лучше выписать, эта шпаргалка нужна в первую очередь вам, чтобы вовремя принимать необходимые лекарства, но и врачу она тоже понадобится, чтобы внести в неё изменения, если это необходимо.
Всем пациентам сердечно-сосудистого профиля я рекомендую вести дневник артериального давления и частоты сердечных сокращений.
Он сильно поможет врачу в оценке вашего состояния и подбора лекарств с учётом динамики вашего артериального давления и пульса.
Теперь, когда вы имеете представление о том объёме информации, которую врачу необходимо получить от вас, чтобы грамотно и эффективно вас полечить, становится понятно что от вас здесь тоже зависит очень многое.
К визиту в поликлинику лучше заранее подготовится. Если вы часто меняете врача, то неизбежно происходит потеря важной информации о вас. Поэтому очень важно найти своего врача и наблюдаться у него постоянно, в таком случае он будет более подробно информирован об особенностях вашего организма и нюансах вашего заболевания, только ваш постоянный врач будет знать как вы реагируете на то или иное лечение, ведь чтобы подобрать лекарства хроническим пациентам иногда уходят месяцы и даже годы.
Только таким образом достигается индивидуальный подход в медицине. Ведь каждый человек особенный.
Требуется консультация специалиста.
Автор: Анна Кореневич- врач кардиолог. Кандидат медицинских наук. Эксперт в области лечения, профилактики и реабилитации после инфаркта миокарда.
WhatsApp: 89653073520
Вконтакте: https://vk.com/annakorenevich
Бесплатный вебинар Как жить после инфаркта.
https://mnlp.cc/mini?domain=annacardiodoc&id=3
Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCZoM3lAzSuBC5Md8mOL2isg