Новый броненосец «Император Николай I» стал активным орудием русской военной дипломатии, на протяжении десятилетия с честью демонстрируя русский флаг на берегах Европы,Африки,Азии и Америки.
13 июля 1891 года еще не принятый флотом корабль ,в качестве самого современного броненосца Балтийского флота, «Императора Николая I» , вывели на морской парад в честь прибытия в Кронштадт эскадры адмирала Жерве , нового союзника Российской империи.
Первым ответственным мероприятием «Императора Николая I» стал визит в 1893 году в Нью-Йорк на торжества по случаю 400-летия открытия Америки.Он стал первым русским броненосцем,совершившем трансатлантический переход. 12 июля корабль прибыл в Нью-Йорк.
Затем новый броненосец включили в созданную эскадру Средиземного моря под командованием контр-адмирала Ф.К. Авелана.В нее также входили крейсера «Адмирал Нахимов» ,«Рында» , «Память Азова» и канонерская лодка «Терец».В честь недавно заключенного франко-русского союза эскадра с ответным визитом посетила Тулон 1 октября 1893 года. « Начальник эскадры с командирами и многими офицерами посетил Париж, где также были устроены блестящие праздники в честь наших моряков».
Измученная непрерывными праздниками эскадра перешла в греческие порты.Русские корабли традиционно были здесь под опекой греческой королевы Ольги (Ольги Константиновны (1851 —1928),дочери генерал-адмирала Константина Николаевича ,с 1867 года жены греческого короля Георга I ).
Заброшенные строения,построенные русскими моряками на приобретенной в 1828 году земле ,начали восстанавливаться силами эскадры Авелана. К сожалению,правительство в 1870 году,в целях экономии,отказалось от права собственности,но,благодаря особому отношению к русскому флоту, эскадра де-факто вернулась на свою землю. Весь 1894 год броненосец находился в Средиземном море.
Победа Японии в японо-китайской войне 1894-1895 годов вызвала необходимость усиления присутствия русского флота на Дальнем востоке. Передел сфер влияния по итогам войны требовал наличия мощных аргументов.Вместе с Францией и Германией Россия охладила японские аппетиты в поверженном Китае. Союзная эскадра заставила японцев отказаться от Ляодунского полуострова с крепостью Порт-Артур.
Управляющий Морским министерством адмирал Н.М. Чихачев отправил несколько кораблей,включая «Император Николай I» под флагом контр-адмирала Макарова на Дальний Восток.
Командующим соединенными эскадрами Тихого океана и Средиземного моря стал вице-адмирал С.П. Тыртов . Макарову оставалось руководство над эскадрой Средиземного моря
1 января 1895 года командиром броненосца был назначен капитан 1 ранга Дмитрий Густавович фон Фелькерзам, будущий адмирал и участник похода 2-й Тихоокеанской эскадры.Макаров и Фелькерзам организовали в период похода напряженную боевую учебу на корабле.
В Нагасаки 6 апреля броненосец присоединился к крейсерам «Память Азова» (флагман Тыртова) и «Владимир Мономах».Остальные русские корабли находились в других японских и китайских портах (японцы ограничивали количество кораблей других держав тремя в одном порту)- в Кобе стояли крейсеры «Адмирал Нахимов», «Рында» и канонерская лодка «Кореец» , в Иокогаме — крейсер «Адмирал Корнилов» , в Чифу — крейсер «Разбойник», в Тянцзине — канонерская лодка «Сивуч», в Чемульпо — крейсер «Забияка», в Шанхае — крейсер «Крейсер», канонерские лодки «Манджур» и «Гремящий», миноносец «Свеаборг», в Гонконге — канонерская лодка «Отважный» с миноносцами «Борго» и «Ревель»,в порту Гамильтон (остров Комундо) канонерская лодка «Бобр», минные крейсеры «Всадник» и «Гайдамак».
Владивосток из-за отсутствия ледоколов в зимнее время был непригоден для базирования флота.Таким образом пришедшие "давить" на Японию корабли были вынуждены для этого находиться в японских портах.В итоге Тыртов собрал корабли обеих эскадр в китайском порту Чифу.В апреле 1895 года там сосредоточились «Император Николай I» ,крейсера «Владимир Мономах»,«Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов», «Рында» и «Разбойник» , минные крейсера «Всадник», «Гайдамак», миноносцы «Свеаборг», «Уссури» и «Сунгари». Первым же приказом корабли эскадры были перекрашены в боевой светлосерый цвет (белой краской по черному корпусу).
При этом командиры кораблей соревновались в креативности-флагманский крейсер «Память Азова» его командир капитан 1 ранга Г.П. Чухнин окрасил в «несколько розоватый серый цвет под тон цвета местности»(даже утром корабль полностью сливался с морем), «Владимира Мономаха» покрасили под «мокрую парусину»,а самым удачным оказался цвет, рекомендованный С.О. Макаровым. Сперва канлодку "Отважный"покрыли легким слоем жидких белил прямо по черному корпусу. «Даже с расстояния 2—3 кб корабль этот скрывался во мраке ночи, сверх того, борт его не блестел под лучами прожектора...» Такую же окраску получил и «Император Николай I».
В итоге Япония «в уважение дружеских держав и для упрочения мира» выразила готовность отказаться от Ляодуна. Когда вопросы были урегулированы,адмирал Макаров убыл на двухмесячное лечение в Японию,15 июля броненосец прибыл за ним в Иокогаму. Перед отъездом Макаров вместе с послом были приняты императором Мейдзи,который выразил неподдельную радость от пребывания в Японии русского адмирала. 7 января 1896 года броненосец был передан в состав сил Тихого океана,под флагом младшего флагмана контр-адмирала Чухнина. До конца 1896 года «Император Николай I» находился в водах Дальнего Востока.Правда доковаться ему пришлось в Гонконге-ведь это у Японии было 12 доков для крупных судов,а у России -на ТО -всего два.
После успешного "отжатия" у Японии части плодов побед над китайцами,броненосец вернулся на Средиземное море,где в составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева в 1897 году принял участие в международной миротворческой операции на о. Крит.
После очередной греко-турецкой войны на острове Крит,оставшемся в составе Османской империи, начался геноцид греческого населения.Местные мусульмане,поддерживаемые турецкими войсками ,и вдохновленные объявленной султаном Абдул-Гамидом "священной войной" против православных, проводили жестокие расправы над греками.Великие державы под давлением общественного мнения осенью 1896 года приняли решение о вмешательстве.
В начале 1897 года у берегов Крита собралась сводная эскадра Великобритании, Франции, России, Италии, Германии и Австро–Венгрии во главе с Советом адмиралом. Главным стал старший по чину итальянской эскадры вице–адмирал граф Н. Каневаро. Россию представляли броненосцы «Император Николай I», «Император Александр II», «Наварин», «Сисой Великий», а также канонерские лодки «Грозящий», «Запорожец», «Черноморец» и другие корабли.Союзники высадили на берег 2500 десантников.
На острове шла ожесточенная взаимная резня. По предложению командира "Николая I" фон Фелькерзама союзники занялись перевозкой беженцев на ближайший греческий остров Милос.Только "Николай I" принял на борт около тысячи человек,в том числе 302 ребенка .Всего за 24 и 25 января 1897 г. на иностранных судах было увезено с Крита около 5 000 человек.
Даже осторожный греческий король был вынужден вмешаться -греческие корабли забрали последних беженцев и вместо них выгрузили на Крит полуторатысячный отряд при восьми орудиях.
2 марта 1897 г. Великобритания, Франция, Россия, Австрия и Италия предъявили совместную ноту Греции и Турции- от султана потребовали автономии для Крита в обмен на недопущение присоединения Крита к Греции.Крупнейшие города острова перешли под контроль международного десанта.На замену моряков на остров начали прибывать "миротворческие" батальоны великих держав.
Центром русского сектора стал г. Ретимно,на рейде которого встали "Император Николай I" и "Наварин".Русский десант,а вскоре и прибывшие русские войска охладили недовольство местных турок.
Быстротечная греко-турецкая война завершилась поражением Греции,но для умиротворения Крита великие державы добились вывода турецких войск и назначения христианского губернатора.Благодаря влиянию России им стал принц Георг Греческий,который в 1891 году спас будущего Николая II во время известного инцидента в Японии. Фактически власть Турции над Критом была аннулирована и через некоторое время остров вошел в состав Греции.
В апреле 1898 года броненосец вернулся на Балтику. После капитального ремонта (с 14 декабря 1899 года ) в сентябре 1901 года «Император Николай I» вновь присоединился к эскадре Средиземного моря ,а в 1902 году вернулся на Балтику.
В 1903 году броненосец включили в план по переводу на Тихий океан,но в связи с разными накладками он до середины 1904 года нес службу в Средиземноморье и лишь потом возвращен на Балтику,где в декабре 1904 года его начали готовить к переходу на Тихий океан.
3 февраля 1905 года с Балтики вышел первый отряд 3-ей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова в составе пяти кораблей-эскадренного броненосца «Император Николай I»,броненосцев береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», броненосного крейсера «Владимир Мономах». Кораблем командовал капитан 1-го ранга В. В. Смирнов. 26 апреля 1905 года отряд присоединился к эскадре адмирала Рожественского.
В Цусимском сражении «Император Николай I» шел под флагом контр-адмирала Небогатова. Он открыл огонь в самом начале сражения. Основным противником стали крейсера Камимуры, состворившиеся во время циркуляции . Сам броненосец оказался под огнем броненосных крейсеров IJN Iwate и IJN Asama .
К 14-32 ушел на дно броненосец "Ослябя" с телом и флагом контр-адмирала Фелькерзама,второе ранение получил Рожественский на "Суворове". Единственным кораблем броненосных отрядов с адмиральским флагом остался «Император Николай I»,но сигнала о передаче командования Небогатов не получил.
Ближе к 16-00 замыкающий колонну броненосцев 2-й броненосный отряд вновь столкнулся с крейсерами Камимуры,а вскоре появились и крейсера Уриу и Дева.Около получаса старые русские броненосцы вели дуэль с японскими крейсерами на дистанции 30-35 кабельтовых . Тяжело повреждены были IJN Naniwa и IJN Kasagi. К 17-00 японские крейсера были вынуждены отойти.
Небогатов принял командование только около 19-00 и повел оставшиеся корабли во Владивосток.Путая следы ,в темноте он повернул на юго-запад,а затем на север. В темноте и из-за потери скорости от повреждений ,колонна теряла корабли,которые дальше уже пытались действовать самостоятельно.Одновременно по включившим прожектора кораблям начались ночные атаки миноносцев.
Дневной бой обошелся броненосцу в 6-10 попаданий (1 – 12″ , 2 – 8″, 2 – 6″, 5 неизвестного калибра) .Повреждения были относительно небольшими,самое серьезное-оторванный ствол одной из 305 мм пушек. Потери составили 40 членов экипажа- 5 убито, 35 ранено (11 убитых и 16 — раненых по другим данным) .
Сам броненосец расстрелял 2/3 боезапаса,на его счету повреждения эскадренного броненосца IJN Fuji и броненосным крейсерам IJN Asama и Izumo. "Николаю I" приписывают попадание в башню "Фудзи" и повреждение рулевого управления "Асамы".
На следующее утро к 10 часам утра остатки колонны Небогатова были обнаружены и окружены основными силами Объединенного флота-около 25 броненосцев и крейсеров.Огонь открыл в 10-15 крейсер IJN Kasuga по флагманскому «Императору Николаю I» . Стрельба шла с 43 кбт. Первые два попадания флагман получил практически сразу.Ответный огонь открыли "Орел" и «Генерал-адмирал Апраксин» . Но по приказу Небогатова на «Императоре Николае I» был поднят сигнал о сдаче,а затем и японский флаг.Не подчинился приказу и прорвался только крейсер "Изумруд". 13 сентября 1905 года броненосец был исключен из состава русского флота.
23 мая 1905 года броненосец вошел в состав японского флота под именем "Ики". В октябре 1915 года он был потоплен как мишень линейными крейсерами IJN Kongo и IJN Hiei у берега во время учений. Разобран на металл в 1922 году.
На счету "Николая I"-одна из немногих дипломатических побед русского флота. Присутствие мощного броненосца-как ядра русской эскадры в Чифу 1895 года позволило Российской империи получить доступ к теплым морям-Квантунский полуостров. Тыртову,Дубасову,Чухнину и Макарову тогда удалось продемонстрировать эффективную "мягкую силу".Правда удержать полученное царской России уже не удалось.
Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблём в истории российского флота. Начиная от проекта, кончая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры, его самая устаревшая в русской эскадре артиллерия нанесла самые серьёзные повреждения японцам в Цусимском сражении.
В мае 1905 года в Цусимском проливе многолетняя славная и достойная служба боевого корабля,умелые действия его экипажа были перечеркнуты одним приказом адмирала.
Создание корабля-ТУТ.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.