Найти в Дзене
Московские истории

Санкт-Петербург: "Там реально можно было ездить на кухню по длинному коридору на взрослом велосипеде"

Сегодня у "Московских историй" "выездная сессия" - о своих коммунальных квартирах вспоминают читатели из Санкт-Петербурга, города, чей роскошный архитектурный облик ухитряется и по сию пору прекрасно сочетаться с малопригодной для жилья "начинкой".

Санкт-Петербург, старинный балкон. Фото Елены Головань.
Санкт-Петербург, старинный балкон. Фото Елены Головань.

Rupert

Я жил в коммуналке дворца владельцев кирпичного завода братьев Захаровых. Резной потолок, эркер, камин, паркет, огромные двустворчатые двери, мраморная громадная ванна, мраморная же мойка, черный ход. Гигантская лестница с огромными панорамными витражами, во дворе был фонтан, но в 90-е его сравняли и сделали парковку.

Марина

Мне удалось немного пожить в огромной питерской коммуналке - в офицерском общежитии Военного инженерного института (сейчас Военно-космическая академия имени Можайского) на Рузовской улице*.

Фото Елены Головань.
Фото Елены Головань.

Мы с мужем поженились в сентябре 1978 года и сначала снимали комнату на улице Восстания. Где-то к марту нам дали комнату в общежитии - практически в огромной коммунальной квартире, у самой входной двери. Там реально можно было ездить на кухню на взрослом велосипеде по длинному коридору, жаль, что муж, уезжая из курсантского общежития на Белоостровской, подарил кому-то свою пару велосипедов.

Стирали на той же кухне, где готовили, но почти у всех были стиральные машинки, у кого не было - делись ими с соседями. Я, уже беременная, долго ее пыталась купить - ловила по магазинам, понимая, сколько будет пеленок, когда мы отправимся служить в свою неизвестность.

Аничков мост. Фото Елены Головань
Аничков мост. Фото Елены Головань

Однажды мне повезло: выкупила обещанную заранее продавцом машину-полуавтомат "Сибирь" в Гостином дворе, огромную, с центрифугой. Тащила её сама с испуганным таксистом до места стоянки - мой огромный живот и эта коробка плохо сочетались. Но муж не поехал со мной - он впал в спячку, хотя у него шли месяцы, когда надо было писать диплом (конечно, он его защитил в итоге). В своей машинке было стирать приятно, и я зачем-то стала заранее перестирывать купленную на несколько месяцев вперед детскую одежду.

Фото Елены Головань
Фото Елены Головань

Купалась я, кстати, как ребенок, в ванночке, прямо в комнате. Я была такой маленькой, что туда помещалась. Единственное, воду приходилось греть на плите в "выварке" - в таких баках кипятили белье - и носить в комнату.

Bладимир Ыванов

Я жил в коммуналке в начале Невского проспекта, там было около 12 жилых комнат. "Около" - потому что периодически ту или иную освободившуюся комнату признавали непригодной для жилья и отдавали под место общего пользования. Под кладовку или вспомогательную кухоньку. А мой однокурсник с женой проживал в коммуналке в знаменитом Доме Толстого на улице Рубинштейна, 15 - 17 (или набережная Фонтанки, 52 - 54). Там было еще хуже, чем у нас на Невском.

У моих бабушки с дедушкой, которые тоже в коммуналке жили, на чердаке развешивали сушиться белье. Чердак запирался на замок, были ли ключи у всех жильцов или только у избранных, я не знаю. Но моя бабушка белье там сушила.

Еще о квартирах Санкт-Петербурга: "На чердаке, над нашей кухней, стирали все хозяйки подъезда".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru