- Вы не должны допускать ошибок, вы - государыня милостью Божьей! – Твердо произнес король. Сборы затягивались, и это раздражало его. Как она не понимала, что иного выхода просто быть не может! Неужели эта армянская княжна не справится со своей ролью? Бодуэн де Бург в 1121 году даже думать не желал об этом…
Рыцари из западных королевств, которым посчастливилось благополучно достигнуть Святой Земли, устроились на ней, в целом, неплохо. На карте мира появились новые государства, графства, княжества, и самые удачливые охотники за приключениями превратились в королей.
Французу Бодуэну де Бургу, родившемуся в 1075 году, посчастливилось стать графом Эдессы. Собственно, графство, по сути, являлось самостоятельной территорией, и его правитель обладал всеми правами настоящего князя. Главной неприятностью нового положения были турки, которые совершали набеги на земли Эдессы.
Точно такие же проблемы испытывал армянский князь Гавриил. Он владел соседним Мелитенским княжеством, небольшим, и недостаточно сильным, чтобы в одиночку противостоять захватчикам. Поэтому-то, чтобы обезопасить себя от турок, князь предложил Бодуэну мирный договор и свою дочь впридачу.
Княжна Морфия, по европейским меркам двенадцатого века, не могла считаться завидной партией. Да еще для Эдесского графа, который в один момент встал на одну ступень с принцами Запада. Хотя в жилах Бодуэна де Бурга и не текла королевская кровь, теперь он мог рассчитывать на руку дочери какого-нибудь короля. Но короли находились далеко, а армянский князь – совсем близко. И противостоять неверным было сподручнее в его компании. Поэтому, недолго подумав, Бодуэн согласился.
Брачный союз заключили в 1101 году, и счастливый отец выплатил приданое в 50 тысяч золотых безантов. Это была сумма, которую не каждый европейский правитель мог себе позволить! Дочь князя Гавриила показалась Бодуэну еще привлекательнее.
Говоря по правде, новая графиня Эдессы не соответствовала западным представлениям о прекрасном: она была смугла, невысокого роста, чуть полновата, но зато обладала роскошными волосами и яркими глазами. Молодожены едва понимали друг друга – Морфия плохо говорила по-французски – но вела себя безупречно и почтительно.
Союз Бодуэна с Гавриилом, однако, не помог ни одному, ни другому – в 1104 году турки разбили обоих. Граф попал в плен, а его тесть был убит. Крестоносцы не стали вступаться за своего – прогнав турок, их предводитель Танкред Тарентский сам занял Эдессу и провозгласил себя графом.
Морфия, в ту пору беременная второй дочерью (старшая родилась двумя годами раньше), попыталась возразить. Ей указали на дверь: дескать, можете и дальше жить в своем доме, но не смейте и думать о графском титуле. Но армянская княжна уже хорошо выучила французский язык и написала родственникам своего мужа. Жослен де Куртене, кузен Бодуэна, примчался на выручку. Это он заплатил выкуп за брата и помог его освободить.
Теперь Бодуэн был свободен и жаждал мести. Он решил вернуть свое графство и начал вести переговоры с Византией. Одновременно и с турками, и в этом ему помогала Морфия, которая отлично говорила на языке недавних врагов. С помощью новых союзников Бодуэн де Бург сместил самозванца в Эдессе и торжественно въехал в город в сопровождении сияющей жены.
Несколько лет ничто не омрачало жизнь графа. Морфия подарила мужу двух дочерей, Эдесса благоденствовала. Но в 1118 году умер король Иерусалима, и, поскольку законный наследник престола в тот момент находился во Франции, было решено избрать другого, «на месте». Кандидатуру Бодуэна приняли на ура.
В Иерусалим Бодуэн отправился без Морфии – он должен был убедиться, что это безопасно. Коронация состоялась 14 апреля 1118 года в Вифлееме. И снова с корабля на бал - точнее, наоборот - государю опять пришлось отправиться на войну. Никакого спокойствия... Еще примерно год ему не удавалось увидеться с женой. Приезд королевы Иерусалима случился только в 1120-м, и Морфию сразу же короновали. Теперь она могла считаться ровней западным государыням!
Но опасность вторжения мусульман все еще сохранялась. Пока ему приходилось воевать, Иерусалимом управляла Морфия. Она официально получила статус регента, вела переписку с европейскими королями, решала все важные вопросы самостоятельно. Бодуэн пытался укреплять границы королевства, однако силы были неравны. А в 1123 году он снова попал в плен.
Теперь вести переговоры о его осовбождении начала сама Морфия. Ей удалось совершить обмен: она оставила у мусульман в качестве заложницы младшую дочь, Иовету, а Бодуэн обрел свободу. Девочку держали в крепости Шайзар, и только два года спустя ее удалось выкупить за 8 тысяч динаров.
Деятельная Морфия успела выдать замуж вторую дочь, Алису. Супругом принцессы стал князь Антиохии. Но дни ее были уже сочтены – 1 октября 1126 года королева Иерусалима скончалась. За неимением сына, Бодуэн провозгласил наследницей свою старшую дочь, третья впоследствии заключила брак с графом Триполи, и только Иовета отказалась от мирской жизни и ушла в монастырь.
Армянскую княжну Морфию, которая стала королевой Иерусалима, похоронили в аббатстве Святой Марии.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
И не забывайте ставить Лайк - автору будет приятно, а канал получает возможность развиваться!