В Галантном веке, когда в моде было все самое экстравагантное и необычное, а каждый, кто появлялся при дворе, стремился обратить на себя внимание короля, перещеголять соперника, тенденции приобретали форму излишеств, все становилось утрированным.
Эта участь не обошла и прически. Самая известная прическа, ставшая модным символом, визитной карточкой Марии-Антуанетты и ее веселого двора – «пуф».
Объемная и очень сложная конструкция из волос, каркаса и множества украшений. Корабль на голове, фруктовый сад, театр, военная экспозиция? Сюжеты для украшения такой прически ограничивались лишь фантазией автора.
А с каким удовольствием карикатуристы высмеивали пуфы на головах…
Как делали такую прическу?
Прежде всего нужна была основа, подушечка-пуф. Такую подушечку обтягивали собственными волосами, а при необходимости крепили накладные пряди. Чтобы прическа была более высокой, к основе прикрепляли каркас. Он мог быть из металлических или прутьев или из лозы.
Шиньоны делали из натуральных волос, окрашивая под цвет волос заказчицы. Дополнительно прически обильно пудрили, поэтому незначительная разница оттенков была незаметна.
Для украшения прически использовали не только цветы, драгоценности, перья или ленты. Чем вычурнее и оригинальнее была композиция на голове, тем лучше. Модницам уже недостаточно было щеголять просто высокими прическами, нужна была «фишка».
Такой фишкой стал «сентиментальный пуф» герцогини Шартской. В 1774г. она появилась в опере. Ее изящную головку украшала башня, где располагались фигурки новорожденного ребенка герцога Божоле и его кормилицы, попугай и африканский мальчик-паж. Автором этого творения был месье Леонар, ставший личным парикмахером Марии-Антуанетты.
С тех пор в моду вошли прически не просто высокие, но композиции, рассказывающие историю, наполненные символами и знаками. Мода на них менялась очень стремительно. Так несколько недель в моде была прическа A-la Belle Poule. На головах у великосветских дам красовался фрегат, одержавший победу.
Вот как описывает эту моду Стефан Цвейг в книге «Мария-Антуанетта. Портрет одинарного характера»:
На головках дам гребенкой моделируется красочный сложный мир: целые ландшафты и панорамы с плодовыми садами, домами, с волнующимся морем и кораблями на нем; сюжет в этих произведениях искусства, чтобы разнообразить моду, непрерывно следует злобе дня. Все, что занимает умы этих колибри, что заполняет эти в большинстве своем пустые женские
головки, должно быть воспроизведено на них. Вызывает опера Глюка сенсацию - тотчас же Леонар изображает прическу a la Iphigenie* - с черными траурными лентами и полумесяцем Дианы. Делают королю прививку против оспы - это волнующее событие отображается в "Pouf de l'inoculation"*. Входит в моду восстание в Америке - сразу же победительницей дня оказывается куафюра "Свобода".
Кто-то приписывает их модное распространение Леонару, кто-то Розе Бертен. Но, самой большой их поклонницей была именно королева и именно благодаря ей пуфы стали так популярны по всей Европе. В Великобритании эту моду распространяла Джорджиана Кавендиш, герцогиня Девонширская.
Подобные прически не только очень дороги – невозможно позволить себе новую каждый день, но и крайне неудобны. Придумывают специальные подставки-подголовники, чтобы ночью прическа не помялась.
Для фиксации локонов и шиньонов использовали смесь животного жира с мукой. В эту смесь могли добавлять лимонный сок и масло гвоздики. Считалось, что оно отгоняет блох. Конечно же аромат был весьма специфический, так что дамы очень обильно душились.
Кстати, мужчины тоже старались следовать модным тенденциям:
Мода на подобные парикмахерские излишества быстро прошла. Я рассказывала в статье про эволюцию прически Марии-Антуанетты, что после родов она стала стремительно терять волосы и верный Леонар придумал для нее уже совсем другую прическу.
А пуфы вошли в историю как символ роскоши и безумств королевского двора.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!