Найти тему
Жанна Морозова

Второе дыхание. Кто это учитель – наставник учителя по сути и по должности (Часть 84)

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. Каждый раз, когда мною планируется написание новой статьи в свете последних событий, появляется очень большой соблазн сделать как и все в столь непростые времена – это начать причитать и кликушествовать, что на мой взгляд сделали большинство авторов ленты

Иногда очень хочется вступить в полемику с «бесноватыми» и грубо их отчитать за все те «медвежьи» услуги, которые они оказывают (умышленно или нет) в виртуальной среде своими, как минимум глупыми «пророчествами», а как максимум – вредными и токсичными вбросами. Жизнь показывает, что в непростые времена действительно очень многие из людей легко поддаются любой панике и умышленному нагнетанию страстей

Откуда такой дар убеждения ??      Источник:  Яндекс картинки
Откуда такой дар убеждения ?? Источник: Яндекс картинки

В большинстве своём я не верю в бескорыстие действий тех, кто массово пишет бред. Но во все времена люди начинают свой новый день с прочтения свежей статьи в газете, а сейчас с прочтения последних новостей в ленте. Поэтому, как говорится, как свой новый день начнёшь, так его и закончишь

В СССР, когда по хорошему было не больше десятка газет вообще и ведущими среди них были газеты «Труд» и «Известия», все те кто читал их регулярно и ежедневно всегда могли претендовать на политически подкованных людей. Могу с гордостью подтвердить тот факт, что раньше СМИ людей не обманывали. Не обо всём подряд писали, это так. Но умолчать – не значит обмануть. Очень спорный вопрос лучше ли нам сейчас от того, что любой безграмотный писарчук с гордостью выдаёт своё бредовое мнение и при этом читают его десятки тысяч людей. Истерить проще, чем наоборот

Разве это не счастливая старость?   Источник:  Яндекс картинки
Разве это не счастливая старость? Источник: Яндекс картинки

По всей видимости – быть сегодня осторожным, мнительным, в меру пугливым и трезвомыслящим, пожалуй самое правильное что должны формировать в себе все люди от 16-ти и до бесконечности. Но очень смешно (и печально) выглядит то, что каждый делает вид, что заботится о других, что им (тем, кто истерит и врёт) не безразлична судьба окружающих и они будто бы только хотят, чтобы всем было лучше. Вот они – издержки истинной демократии

Всем хочется вставить свои пять копеек и показать собственную значимость. А где же принцип равновесия? Уж коль взял на себя миссию оракула, так хотя бы будь добр других послушай, тех кто реально имеет к этому отношение. Но дело в том, что кто сам врёт, он искренне считает, что все вокруг тоже врут. Это тот рабочий принцип, когда вор кричит - держи вора. Что в таком случае остаётся всем остальным? Слушать только себя и на всякий случай всё перепроверять по десять раз. А я решила в своей тематике ничего не изменять и тема сегодня посвящена будущим наставникам молодых начинающих педагогов, которые должны в скором времени появиться в наших школах, согласно требованию профессионального стандарта педагога

Как здесь вновь не вспомнить СССР. Про наставников нигде не писали и никому ничего не обещали. Как только человек поступал на работу в образовательную организацию, ему просто прикрепляли безо всяких бумаг и приказов более старшего опытного коллегу, который при каждом необходимом случае помогал ему дельным советом и рекомендациями

По урокам ходить у наставника необходимости не было, поскольку по урокам ходила вся администрация - директор, завуч, иногда профсоюз. И это при том, что каждый педагог был обязан выдать раз в году открытый урок и написать за учебный год пару методических разработок, касаемо непосредственно методики реализации именно своих уроков. В то время так было практически у всех и молодые специалисты, хотелось им этого или нет быстро осваивались в соответствующей образовательной среде

Мне в 1987 году также дали в помощь преподавателя математики (я уже писала, что мне всю жизнь везло именно на математиков). Я вела физику в среднем техническом училище, но программы в то время у них со школами были совершенно один в один. Проверки были очень часто и прилетало нам всегда за одно и тоже, за отсутствие строгой системы ведения уроков по общеобразовательным дисциплинам в строгом соответствии с расписанием. У нас это было не возможно, поскольку ученики постоянно уходили на практику, а практика была в приоритете. Это всегда было отражено в справках по итогам очередной проверки, но особого внимания на это никто не обращал и за это не наказывал. И так до следующего раза

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Может быть и правильно то, что наставничество будет закреплено в профессиональном стандарте учителя на нормативном уровне. Кто помнит фильм «Афоня» могу сказать, что картинка по наставничеству в целом во всём Союзе выглядела именно так. А что можно спросить с человека, если ему в очередной раз «доверили» дело особой важности. Мне в целом с моим наставником повезло, за одним исключением. У меня с детства всё, что было связано с математикой вызывало непонятный страх, который по всей видимости перешёл на подсознание и давал о себе знать в любом возрасте. Личное наблюдение, такого жуткого авторитаризма нет и не было больше ни у одного учителя, который не является учителем математики

С этим и живу до сих пор, но помогать она мне помогала всегда, от души. А вот другим молодым коллегам, которые пришли вместе со мной, повезло меньше. Но что поделаешь. Это была общественная нагрузка

Что нам обещают сейчас в связи с новыми требованиями, когда процесс начнёт внедряться в практику. Здесь хочу отметить следующее. Самого утверждённого текста профессионального стандарта, где бы упоминались должности учитель – наставник или учитель – методист я так и не нашла, сколько искала. Все приведённые примеры взяты из презентаций очень серьёзных лекторов, которые работают с этой тематикой

*Обобщенная трудовая функция А: Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся

Должность: Учитель

*Обобщенная трудовая функция В: Методическая работа

Должность: Старший учитель (учитель – методист)

Трудовая функция учителя-методиста: Проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов

*Обобщенная трудовая функция С: Наставничество

Должность: Ведущий Учитель (учитель – наставник)

Трудовая функция учителя-наставника: Наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами

Кто хочет самостоятельно глубже просмотреть эту информацию, рекомендую Сайт ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

К должности «Учитель – методист» я планирую обратиться в своих дальнейших статьях, а сегодня только про учителя – наставника

Прежде всего о том, как им можно будет стать. Только при прохождении новой аттестационной модели на основе ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы). Это будет специалист с высшей категорией сроком на 5 лет. К слову, учитель – методист будет иметь первую категорию, так что самым крупным специалистом в этой среде будет именно учитель – наставник. Аттестация на первую и высшую категорию, чтобы получить должность методиста или наставника не будет являться обязательной. Можно осторожно предположить, что не все школы обретут честь иметь в своём арсенале таких специалистов, как Учитель – методист и Учитель – наставник

Новая карьерная лестница   Источник:  Яндекс картинки
Новая карьерная лестница Источник: Яндекс картинки

Анализируя свой пятнадцатилетний опыт работы в системе повышения квалификации и причастности к процедуре аттестации педагогов, могу с уверенностью предположить, что всё будет зависеть от того, какова будет разница в окладах именно этих трёх разновидностей должностей «Учитель», «Учитель – методист» и «Учитель – наставник»

Помня о том, что и раньше разница между окладами специалистов второй, первой и высшей категорией была примерно в 100 рублей, а желающих сдавать именно на высшую категорию было всегда очень много, надеюсь на то, что всегда найдутся любители экстрима (в хорошем смысле слова) и никто не будет обделён такими специалистами

Следуя логике того, что эти педагоги будут также подтверждать 4 вида профессиональных компетенций: знание глубины предмета, методику преподавания, психолого – педагогическое сопровождение детей и способность к коммуникации. Плюс ко всему этому отзыв работодателя и образовательные результаты детей за последние 5 лет

Остаётся только предположить, что у учителя – методиста или у учителя – наставника будет бесценный опыт многократного прохождения процедуры аттестации на основе ЕФОМ, вначале просто при подтверждении на соответствие занимаемой должности затем, в роли учителя – методиста, имеющего первую квалификационную категорию, и наконец, в роли учителя – наставника, имеющего высшую квалификационную категорию. Это и будет в дальнейшем поводом для активного распространения собственного опыта

Я больше чем уверена, что с течением времени появится большое количество желающих получить именно первую или высшую категорию. Как говорят гусары – это дело чести. Не думаю, что разница в окладе будет мало заметна, но хочется узнать об этом больше

Здесь в заключение хочется вновь упомянуть о том, что всё проходит. Пройдут и эти трудные времена, а светлое будущее сулит нам большие перспективы карьерного роста при условии, что все вместе одолеем новую аттестационную модель на основе ЕФОМ. А мы её одолеем, не сомневайтесь. СПАСИБО. Продолжение следует

Символ канала     Источник:  Яндекс картинки
Символ канала Источник: Яндекс картинки

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ