«Тот же поток жизни, который день и ночь бежит по моим венам, танцуя, бежит по всему миру. Это — та же самая жизнь, которая радостно бежит по пыльной земле в бесчисленных былинках и шумных волнах листьев и цветов. Это — та же самая жизнь, которая покачивается в огромной колыбели жизни и смерти, в отливе и приливе». Рабиндранат Тагор
«Жизнь проявляется в виде развития колебаний; вверх и вниз, голод, сон, пробуждение, ощущение работы, ощущение отдыха и т.д. Когда мы начинаем чувствовать, что позади этих колебаний есть нечто неизменное, мы прекращаем волноваться». Ицуо Цуда
Самость и архетипы
К. Юнг в свою теорию бессознательного включил такие понятия «архетип» и «самость». Для меня это самые сложные для понимания и одновременно самые интересные понятия в психологии. Юнг определял архетип как некоторый формообразующий принцип, который трансцендентен по отношению к сознанию и который всегда есть был и будет, но который трудно уловить и дать ему определение как феномену.
Архетип — это реальность, выстраивающая материал сознания в определённые смыслы и взывающая человека к жизни и действию. Отличительный чертой архетипа является его непреодолимая принуждающая сила и возможность переживания этой силы бытия как нуминозного события. Архетип есть некий непредставимый, но наглядный фактор.
Самость же — это универсальное организующее ядро, центр которого по отношению к человеку является как внешним, так и внутренним центром одновременно. Внутренний центр самости является неразрушимым ядром личностного духа и это дух есть основополагающая сущность индивидуальности (истинное «Я»). Самость — это центральный объединяющий принцип становления личности и организующее начало всех его противоречий.
Мое любопытство к этой области глубинной психологии, помогло мне сформировать собственное понимание феноменов самости и архетипа, основанное не только на знаниях но и на личном опыте.
Опыт познания
В науке существует такое положение дел, что для большинства не только людей, но и ученых, некоторые математические теорий никогда не могут быть проверены. Потому что для доказательства надо пройти тот же путь, что прошел автор этой теории, а для большинства математиков сделать это невозможно в связи с обыкновенным человеческим фактором. Пройти вместе с Юнгом весь его путь открытия самости, архетипов, коллективного бессознательного и синхронистичности не представляется мне возможным. И поэтому мне хочется, как психологу-практику пойти в направлении указанным Юнгом и в то же время опереться на свое видение и на свой опыт переживания этих психологических явлений.
На мысль о динамичности и материальной реальности самости меня натолкнуло событие в моей жизни. Мои коллеги психологи экзистенциально-гуманистического мировоззрения на супервизионной группе попросили меня рассказать, что из себя представляет юнгианская психотерапия и соответственно психоанализ. Я подготовил полуторачасовую лекцию, и когда стал рисовать на флипчарте юнгианскую карту человеческой души, стал понимать, что я настолько сильно ограничен двухмерным пространством листа и не имею возможности отобразить на этом листе глубину, движение, время, а, следовательно, не могу отобразить саму суть жизни, которая является центром человеческой души. И я так понимаю, что этот вопрос интересовал и Юнга в конце его жизни вот как об этом пишет Стайн:
«Юнг проявлял понятные колебания, выдвигая идею о важной роли синхронистичности.Будучи осторожным и консервативным швейцарцем, он старался оставаться на почве чисто психологических доводов, где его компетентность была неоспоримой. Однако в теории синхронистичности он выходит за установленные им самим рамки. Одних психологических аргументов здесь оказывается недостаточно. Тем не менее в возрасте семидесяти пяти лет он решил позволить себе такого рода космологические спекуляции. Он был готов обнародовать одну из самых безумных идей, касающихся единства Самости и Бытия. Разве это не то же самое, что заявить, что Самость и Бог суть одно? Он рисковал прослыть высокопарным пророком или, хуже того, фантазером».
Доктор Уильям Гарнер Сатерленд
И может быть в другом месте, но в те же времена доктор Уильям Гарнер Сатерленд (основоположник кранио-сакральной остеопатии) в начале двадцатого века проводил медицинские исследования человека и впервые столкнулся с такой особенностью:
«Исследуя некоторые швы черепа, имеющие скошенную форму, включая швы височных и теменных костей, Сатерленд сделал открытие, которое изменило ход его жизни. Он описал, как замечательная мысль поразила его, подобно ослепляющей вспышке света. Сатерленд предположил, что швы костей, которые он держал в своих руках, напоминают рыбью чешую и предназначены для некоторого дыхательного движения. Он не понимал ни откуда пришла эта мысль, ни ее истинного значения, но она отозвалась эхом в его разуме». (Майкл Керн «Мудрость тела» стр.19)
И далее эта мысль привела доктора к открытию у человека первичного дыхания, в которое включен весь организм целиком начиная с костей черепа, которые у живого человека имеют свойство быть подвижными и заканчивая костьми опорно-двигательного аппарата, которые принимают свойство окаменелости только у мертвого организма. В живом состоянии кости имеют пластичность и тоже принимают участие в первичном дыхании жизни. И этот пример как мне кажется показателен для обозначения сложившихся ограничивающих традиций в научном познании человека. Как только мы пытаемся объективизировать знания о человеке мы познаем уже не живого человека, а либо его труп, либо абстрактную информацию о его жизни, либо часть человека в виде отдельного органа или клетки.
И в связи с этим мне хочется указать на живое тело человека как на место, где соприкасаются дух самости и бытие. Место соприкосновение идеального и материального, внешнего центра и внутреннего. Событие встречи, переживаемое в телесных ощущениях, наполненных смыслом живой субъективности, побуждающей к жизни и действию.
Мне кажется, что на сегодняшний день, те эмпирические исследования тонких энергий человека, которые описывает современная остеопатия, а так же наличие вибраций («Вибрационная медицина» Гербер Ричард) в структуре тела человека как формообразующего и содержательного принципа существования человека, указывает нам на новые признаки и новые проявления самости как идеи универсального организующего и независимого порядка. Вот что пишет по этому поводу Мюррей Стайн в согласии с Карлом Юнгом:
«Самость, трансцендентная непсихологическая сущность, действует в психической системе с целью создания символов целостности, часто в виде образов четверицы или мандалы (квадратов и кругов). Их значение как символов единства и всеобщности имеет многочисленные подтверждения и в истории, и в практической психологии. То, что поначалу казалось абстрактной идеей, на самом деле представляет нечто существующее и переживаемое эмпирически, спонтанно демонстрирующее свое априорное присутствие. Целостность, таким образом, – объективный фактор, с которым субъект сталкивается независимо от него самого».
Самость как эмпирически переживаемая сущность
И вот об этом качестве самости как о эмпирически переживаемой сущности, я и хочу поделиться своими мыслями, личным опытом и опытом моих клиентов, пережившими встречу с актуальными для них архитепическими аспектами самости.
Мюррей Стайн пишет что, —
«Юнг рассматривал Самость одновременно и структурно, и динамически. Но, когда речь идет о процессе индивидуации, на первый план выходит ее динамическое качество. Юнг считал, что Самость постоянно трансформируется в процессе жизни. Каждый из архетипических образов, появляющихся от рождения до старости, – Божественного младенца, Героя, Пуэра и Пуэллы, Короля и Королевы, Ведьмы и Мудрого старца, – является аспектом или проявлением этого единственного архетипа. Юнг считал, что Самость постоянно трансформируется в процессе жизни. В процессе развития Самость воздействует на психику и порождает изменения на всех уровнях человеческого бытия: телесном, психологическом и духовном».
Треск в книжном шкафу Фрейда
Известные предсказания Юнга по поводу треска в книжном шкафу Фрейда, а также факт самопроизвольно звонящего колокольчика на двери дома семьи Юнга в преддверии его открытия понятия самость. Все это говорит о том, что самость имеет такую способность оказывать влияние на материальный мир и эта способность может быть не только опосредованной через символы психического содержания, но и прямым воздействием на физиологию и материю. Юнг вспоминает что его переживание самости определяется теми годами жизни, в которых он чувствовал себя наиболее уязвленным.
«На протяжении этого довольно тяжелого периода своей жизни он совершил наиболее важное открытие: психика покоится на фундаментальной структуре, и эта структура способна выдерживать потрясения, отверженность и предательство, которые ставят под угрозу душевную стабильность и эмоциональное равновесие личности. Это стало открытием глубокого, по большей части бессознательного, паттерна психологического единства и целостности». (Мюррей Стайн «Юнговская карта души».)
Сознание функционирует в шестимерных пространственных рамках
И вот что пишет доктор Ричард Гербер:
«Мы все являемся элементами духа, неразрушимого и вечного. Мы обладаем уникальным механизмом восприятия. В моей теоретической модели человеческий ум подразделяется на три уровня — инстинктивный, интеллектуальный и духовный; предполагается, что сознание функционирует в шестимерных пространственных рамках. Сознание формирует носитель восприятия — человеческое тело, которое бесчисленным множеством нитей связано с окружающей Вселенной. Каждый человек — духовное существо. Оно заключено в наделенный способностью к восприятию носитель сознания (человеческое тело), выполняющий заложенную в него программу. Человеческая сущность связана с носителем через эмоциональную сферу». (Ричард Гербер «Вибрационная медицина» 1988 стр. 5)
Динамические свойства самости
Мне видится что самость без сомнения имеет динамические свойства и должна восприниматься человеком через понятия пространства и времени, доступные человеческому сознанию. И мне хочется привести признаки что самость без сомнения динамична не только на уровне ньютоновского казуального принципа организации мира, но она динамична так же и на уровне квантовом. Самость динамична еще как энергия, как информация, как сущность, которая через тело вступает в непосредственное общение с человеком и распознается им как его непосредственное собственное бытие и на сакральном уровне восприятия реальности — как диалог с богом.
И я сегодня пойду вслед за Юнгом, когда он в поисках символов самости обнаруживал их и в гностических «ересях» и алхимических трактатах и в путешествиях по Индии. Так же и я, вижу разнообразные символы самости. Наиболее убедительно они для меня звучат в телеснориентированной терапии, остеопатии и вибрационной медицине.
Юнгианский анализ и телесноориентированная психология
Свои обобщения и размышления я сделал в последние 15 лет жизни активного увлечения психологией. Только сегодня я смог объединить эти знания и понять истинный смысл моих интересов. Далее здесь и в последующих статьях я поделюсь отрывками из книг в которых подготовленный читатель без труда увидит символы самости. Так же у меня есть психоаналитические кейсы, которыми я поделюсь ниже, они проводились мною в телеснориентированном подходе, в котором я работаю, используя теорию юнгианского анализа, его основные принципы работы.
Для работы с телом я использую Холистический массаж — это телесная практика, разработанная врачом и остеопатом Тови Браунинг и усовершенствованная в России Викторией Бажуриной и Федоровой Галиной. Практика разработана на основе древних даоских практик и методов современной остеопатии.
Даосский подход к телу предлагает свое проверенное веками мировоззрение для исследования тела, а именно понятие дао – как движения, пути в котором нет начала и нет конца и в то же время присутствует вся полнота пути с его начальной и конечной точкой, дихотомия и парадоксальность в понятиях востока довольно таки часто встречающийся семиотический прием для выражения закона развития и полноты (неподвижности и пустоты). Символ инь и янь так же очень созвучен с идеями Юнга о том, что путь к самости лежит через сизигию Анимы и Анимуса.
Остеопатия так же вносит свое мировоззрение в работу с телом, а именно представление о движении и целостности как признаке здоровья. И обнаруживает в теле три телесных краниосокральных ритма, наличие которых говорит о определенной степени телесной свободы и здоровья. Что мы можем, используя знания холистического подхода и психосоматической психологии интерпретировать как здоровье душевное. Так же наличие этих ритмов говорит о связи и единстве с внешним миром и с его сакральным порядком.
Движение как признак здоровья
«Уже на ранней стадии своих исследований доктор Сатерленд понял, что он исследует непроизвольную систему «дыхания» в тканях, очень важную для сохранения здоровья. На фундаментальном уровне именно эта способность выражать движение отличает живые ткани от мертвых. Доктор Сатерленд чувствовал, что все клетки тела должны выражать ритмичное «дыхание», чтобы функционировать с оптимальной способностью. Большая часть его исследования была выполнена при помощи сочетания глубокого знания анатомии с точно настроенными осязательными и перцепционными чувствами. Он обнаружил, что эти тонкие дыхательные движения могут пальпироваться чувствительными руками. Он также начал понимать, что это движение обеспечивает богатую клиническую информацию». (Майкл Керн Мудрость тела. 2006. стр. 20)
Поскольку доктор Сатерленд сильно углубился в происхождение этих ритмов, он понял, что не существует никаких внешних мышечных факторов, которые могли бы отвечать за эти ритмы. Он сделал вывод о том, что это движение произведено врожденной силой жизни тела, которую он называл Дыханием Жизни, взяв это название из «Книги бытия». (Майкл Керн Мудрость тела. 2006. стр. 21)
Долгий прилив
«Доктор Сатерленд верил в то, что потенция «Дыхания Жизни» несет основную Мудрость (слово, которое он писал с большой буквы); он также понимал, что эта внутренняя сила может эффективно использоваться оператором, для того чтобы восстанавливать здоровье. В этой потенции заключен основной проект здоровья, который действует как основной и мощный руководящий принцип на клеточном уровне. Это объединяет физиологическое функционирование всех систем тела. Подобное понятие существует во многих традиционных медицинских системах, в которых основой лечения также является восстановление уравновешенного распределения жизненной силы тела». (Майкл Керн Мудрость тела. 2006. стр. 22)
Сразу хочу заговорить о телесном ритме, который называется в остеопатии «долгий прилив», и кажется для меня как аналитического психолога, особенно интересным. «Возникая из основы нашего существа, первое движение Дыхания Жизни вызывает очень глубокий и медленный ритмический импульс. Его также можно пальпировать в теле, когда он повышается и расширяется, отступает и сужается. Этот более медленный ритм часто упоминается как долгий прилив и является неуловимым проявлением самых существенных качеств Дыхания Жизни. Долгий прилив — это фактически самое легкое проявление нашей силы жизни. Он лежит в ее основе и поддерживает все другие действия тела.
Долгий прилив — это более широкое явление, которое может быть воспринято как внутри, так и снаружи тела. Это — универсальная сила, которая через тело становится индивидуализированной; он функционирует как обширная область действия, проявляющаяся локально в виде «ветра», организующего человеческую систему. Его можно ощутить, как ритмичные спиральные движения в пределах большой области действия, которые располагаются вокруг средней линии тела. Долгий прилив в основном создает и поддерживает форму нашего организма и его функцию.
Первичное движение
Подобный вид движения был выявлен в природе австрийским ученым и лесником Виктором Шоберджером, который сосредоточил большую часть своей работы на важнейшей роли, которую играет вода в переносе жизни по всей планете. Он имел обыкновение уходить в лес, находить там тихое место, чтобы сидеть и слушать. При этом Шоберджер начал ощущать ритмичные силы в окружающей среде, которые он чувствовал, как тонкий творческий импульс, наполняющий всю природу. Он назвал это ритмичное движение «первичным». Имеется много совпадений между открытием Шоберджера и восприятием долгого прилива во всем теле.
Дыхание Жизни
Ощущение «долгого прилива» напоминает погружение на дно океана. Другие, более быстрые ритмы порождаются долгим приливом, когда Дыхание Жизни воплощается в жидкостях и раскрывается в своих внешних проявлениях. Каждый ритмический цикл долгого прилива выражается со скоростью приблизительно раз каждые 100 секунд. Он обладает легким, воздушным качеством, поскольку он распространяется в теле как самое существенное дыхание жизни. Иногда он проявляется как мерцание, тонкое сияние или электрический ветер».
Мне кажется, не стоит подробно раскрывать те символы, с которыми многие встречались в процессе познания своего бессознательного, используя активное воображение и медитации, мне знакомо из собственного опыта. Мне оно явилось как ощущение погружения на дно океана, это сильное и захватывающие переживание, наполненное ужасом и восторгом одновременно. Ужас возникает от того, что земля вдруг ушла из-под моего тела и что конца этому погружению в бездну не предвидится. А восторгом от того, что я сейчас сопричастен и нахожусь в отношениях с бесконечностью и вечностью и в то же время я цел, здоров и наполнен доверием к жизни.
Какие еще нужны доказательства для человека, познавшего истину.