Муравьиный лев - необычное существо.
Издали его можно принять за муравья, но стоит поднести к глазам — увидишь льва.
Такой эпиграф встречает каждого посетителя виртуальной сокровищницы петербургской кудесницы Киры Лисицкой. Слово «ювелир» Кира намеренно игнорирует, потому что создает свои украшения не из драгоценных металлов, а из полимерной глины. Однако в ее руках этот материал проходит разные стадии алхимических превращений, становясь не только золотом и серебро, но всем, чем захочет автор.
При первом взгляде на украшения мадам Лисицкой вспоминаются черты ар-нуво. Причудливые насекомые, похожие на хрупкие механизмы, оммаж японской культуре, завихряющиеся линии, интерес к мифологии и сказкам, флоральные мотивы и многое другое могут создать впечатление стилизации под эпоху модерна.
Однако натура Муравьиного Льва не столь однозначна. Кира Лисицкая дважды берет себе псевдоним, ее истинное имя остается неизвестным для широкой публики. И в ее творчестве также ощущается присущая постмодернизму игра и самоирония.
Презентуя каждое украшение, как арт-объект, Кира Лисицкая предлагает зрителю разгадать коммуникативный код, зашифрованный в глине. Художница бросает вызов пытливому уму зрителя, жаждущему реминисценций. В этих произведениях зачастую больше интеллектуального, чем эстетического. Лисицкая используется выражение «в ролях», описывая используемые в работе материалы, тем самым вновь намекая на театрализацию и условность создаваемого визуального образа.
Однако между строк прочитывается личное, сокровенное. То самое сокровище, находящееся у всех на виду, а потому надежно спрятанное.
Все произведения художницы уникальны, многие из них созданы на заказ, и зрителю остается только догадываться о предыстории творческого замысла. Но, кроме пожеланий заказчика, автор закладывает в арт-объект свои собственные боли, мечты и страхи. То и дело в персонажах Киры Лисицкой встречаются черты ее внешности, а иногда даже автопортреты. Встраивая себя внутрь создаваемой мистерии, художница словно пытается определить свою роль. Как будто вновь и вновь обращаясь к мотиву маски, можно наконец-то открыть истинное лицо Муравьиного Льва.
Творческий путь Киры Лисицкой начался восемь лет назад, что не так уж мало для создателя авторских украшений в России, но и не так уж много для художника. Кажется преждевременным рассматривать ретроспективу или пытаться проследить эволюцию творчества — у Лисицкой еще многое впереди. Подобно прилежному ученику, она перенимает опыт истории искусства и только начинает распознавать свой голос. Хочется пожелать Муравьиному Льву участвовать в новых выставках и нестандартных проектах, не ограничиваясь «Молодостью Петербурга», где ей уже приходилось выставляться в 2019 году.
Ведь чтобы голос услышали, нужен живой диалог.