Найти тему
Данил Якушов

Храм Спаса на Крови.История создания.

Оглавление

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.
В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.
Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.
Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.
Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.
Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.
Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Рекомендуем прочитать о храме Ангкор-Ват.
Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.
Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.
-10

Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.
Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.
Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.
Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.
Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.
Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.
Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.
Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.
Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.
Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.
С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.
Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.
Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.
Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.Храм Спаса на Крови