(рассказы В.В. Заболотского)
На одном из первых Московских авиасалонов МАКС мне довелось присутствовать при одном событии: Тогда с Борисом Андреевичем Волковым вместе демонстрировали Ил-14М, восстановленный силами любителей авиации.
В один из дней к нам подошел пожилой мужчина и спросил: « Можно мне с другом пообщаться?» Все переглянулись между собой и с удивлением стали смотреть за ним. Он подошел к самолету, ласково потрогал штангу с ПВД, неспешно достал небольшую фляжку, и налил содержимое в пластмассовый стаканчик. Потом как-то очень осторожно, как обнимают любимую женщину, обхватил переднюю стойку шасси и стаканчиком дотронулся о корпус демпфера. Издали казалось, что он действительно с кем-то говорит, но кроме этого пожилого мужчины у самолета не было ни кого. Когда мы подошли к нему, его глаза были полны слез. «Вот и свиделись» только это он и сказал нам. Потом мы разговорились. Он рассказал нам, что всю летную жизнь провел на Севере и в основном на Ил-14. Ну и как можно было не взять его с собой в полет, даже вопреки всем запретам?
Много времени прошло с тех пор, но в памяти остается, как тщательно выполнялись приказы Администрации Гражданской авиации по утилизации не нужных ей самолетов. Оставались военные, с этими было попроще, их просто списывали, а дальше , как повезет. Вот из этих списанных ИЛ-14 было восстановлено шесть –восемь самолетов. И их судьба сложилась в дальнейшем по-разному.
Один предприимчивый человек и приобрел по цене металлолома такой самолет. Он нашел средства для восстановления, ремонта самолета и доведения его до летного состояния. А когда все это было сделано, то выяснилось, что Росавиация летать этому самолету не даст. Извечный Русский вопрос:» Что делать?» Затрачены средства, ресурсы, появились кое-какие долги. Владелец этого самолета из всех возможных вариантов принял одно –продать. Но кому? В России летать не дадут, в музей или на постамент жалко, да и нужны они в музее только на разграбление, как на Ходынке. В конце концов покупатель на этот самолет, нашелся -швейцарец Рето Сипел и решил перегнать его в Цюрих. Но как? Заявку на перелет не примут, т.к. самолета нет в реестре воздушных судов, а в реестр не внесут поскольку нет такой процедуры. Авиационные власти Киргизии согласились на внесение в свой реестр этого самолета, но с одним условием, должны предоставить справку о том, что самолет не стоит на учете в реестре другого государства. Хорошие чиновники, тертые еще в Советское время. Вот тут-то и пригодилась Федерация Любителей авиации. Самолет Ил-14 внесли в реестр ФЛА, потом мы его облетали и, выписав из реестра, дали справку – «снят с учета».Выполнив все последующие процедуры самолет Ил-14 под иностранными знаками, с надписью на борту «РОССИЯ» оторвался от полосы ЛИИ.
В самолете вместе со мною было четверо: Юра Кабанов, Сергей Душин бортинженер и представитель владельца самолета. После взлета слышим команду РП- «За вами черный дым, правый двигатель». Смотрю на Сергея и на приборы, вроде все нормально, за исключением давление топлива правого двигателя. Давление выше почти в два раза. Хорошо когда в экипаже все понимают с полуслова, полувзгляда. «Командир , сейчас будет все в порядке» и переносит руку на СТОП КРАН правого двигателя. Посмотрел на бортинженера и видно в моем взгляде было что-то такое, что Сергей сказал: «Сейчас мы его чуть придушим, и все будет в порядке». Действительно давление пришло в норму и двигатель перестал дымить. Чем успокоили РП, последовала команда -« связь по направлению. Спасибо, связь имею».
Мне всегда нравилось летать на Ил-14. Думаю, что-то есть романтичное в этих полетах, мощные двигатели, каждый по две тысячи лошадей, ровный успокаивающий гул в полете. Чувства просто потрясающие. Высота две тысячи четыреста метров идем на БРЕСТ. Какая это прелесть -GPS, заложил маршрут и только контролируй этого непьющего штурмана. Серега начинает первым: « Понимаешь, на правом двигателе вышел из строя топливный насос высокого давления НВД. Пришлось искать замену. Точно такого электродвигателя не нашлось, пришлось поставить, какой нашел. Он с Ил-18, с туалета и мощнее в два раза. Вот от туда и давление выше. А придушил его стоп-краном.». Ну, что тут скажешь? Дальше полет проходил нормально, только за полчаса до посадки на зализах капота появились масляные потеки.
Впереди полоса Бреста. Посадка , заруливаем на перрон. Все как на стоп-кадре. Ни одного самолета, ни одной движущейся машины, только какой-то человечек показал чтобы мы остановились и выключили двигатели. И тишина! Кроме нас на аэродроме ни души. Нашли АДП. Нам бы заправиться бензином и маслом. В ответ: -«ГСМ не обеспечиваем, у нас полетов нет, рейсовый раз в неделю».
Это в воздухе летчики короли, а на земле король механик. Аэропорт нас очень удивил. Ни одного пассажира, ни одного работника аэропорта, но все чисто прибрано, стекла сверкают, газоны вокруг пострижены. Ай да Батька, ай да молодец. Какой порядок. Тем временем Сергей где то раздобыл четыре металлические бочки, договорился с Газелькой и, взяв с собой нашего «финансового магната», отправился на автозаправку. Обменяв по дороге зеленые листочки на «зайчики», заплатили за автомобильный бензин, какой был на заправке. На аэродроме по прежнему ни души. Прямо на стоянке своим электронасосом перекачали топливо из бочек в крылья, и вроде вздохнули. А масло, где раздобыть минеральное масло? Куда не тыкались, масла нет. При въезде на аэродром охранник, как оказалось бывший механик Ан-2, указал на стоянку АНнушек. Эти самолеты тоже шли на списание, «пошукайте там, может в маслобаках еще что-то осталось». То что мы сливали с самолетов, скорее напоминало жидкий гудрон, но ни как не масло. Нацедив литров тридцать и кое как отфильтровав с тяжелым сердцем залили эту гущу в систему. Еще раз осмотрели самолет. Все, можно лететь. На удивление вылет дали сразу, чем мы и воспользовались. Курс на Варшаву, высота две четыреста, двигатели работают ровно и все немного успокоились. Впереди Варшава. Пока летели, выяснилось, что Юра Кабанов знает польский язык и вел радиообмен на польском. Для нас это было удивительно, для поляков, как оказалось, приятно. А вот и огни подхода Варшавы. Снижаемся по глиссаде, посадка. Самое приятное на посадке Ил-14, когда убираешь двигатели на малый газ, после гула наступает тишина и в момент касания слышен писк колес по бетону. Машина сопровождения привела нас на место стоянки и умчалась. Пока мы спускались по своей стремянке, к нам уже подъехал заправщик сразу приступил к заправке. Это был настоящий авиационный бензин LL-100. Через несколько минут подъехал маслозаправщик и то же заправили настоящей «минералкой». Мы не успели опомниться, как снова оказались в воздухе и тут нас ждала неожиданность. Наши частоты радиосвязи не совпадали с Европейскими и нас пустили по маршруту на малой высоте. Погода была прекрасной и наш самолет попал в зону интенсивных полетов различных частных аэроклубов. Справа парашютисты, слева планеристы, впереди кто то крутит пилотаж. Было такое впечатление, что мы попали на птичий базар. Самолет, словно чувствовал, что это его последний полет, все оборудование работало как новенькое, двигатели просто пели и стрелки приборов стояли на своих местах как вкопанные. Мы пролетели Польшу, Чехию, Германию и Швейцарию. С высоты тысяча двести метров красотища невероятная. Равнину сменяли горы, леса, озера и везде по пути очень много малой авиации. Подойдя к Цюрихскому озеру диспетчер просит занять шестьсот метров и повиражить минут тридцать-сорок. Становимся в вираж. Внизу в воде отражается голубое небо и как будто чайки на поверхности, белые яхты. Вдали заснеженные вершины гор под ярким солнечным светом. Минут через десять нам уже было не до красот. Нас окружило полтора десятков небольших самолетов, которые кружились вокруг нас, некоторые подлетали очень близко с широкими улыбками и объективами фотоаппаратов. Казалось, что все, что было на воде поднялось в воздух. Со стороны наверное это напоминало шершня в рое пчёл. На конец последовала команда на посадку и на посадочном курсе все стало на свои места. Весь этот кошмарный рой остался сзади. Посадка прошла как обычно, на пробеге мы немного повыпендривались. Дело в том, что на Ил-14 на пробеге, если убрать вовремя закрылки, самолет может бежать по полосе с поднятым передним колесом на скорости сорок пять километров в час. Вот так мы и пробежали чуть поддав газку. Потом нас встретила машина сопровождения и провела вдоль всего перрона аэропорта. Сотни людей вывалили на перрон, на пандус. Они махали руками, хлопали в ладоши, а мимо них рулил гордый, много повидавший обшарпанный самолет с надписью РОССИЯ. Потом было много корреспондентов, посетителей,. Пришлось их пускать в салон человек по десять, чтобы самолет на хвост не сел. Не знаю кто и как будет относиться к тому перелету, но мы были горды проделанной работой. Наш пенсионер нашел достойное место и находится в прекрасной форме. А кто будет в Цюрихе может с ним и повидаться и это место называется «Runway 34».