Приветствие читателям с кратким изложением основных тем всего послания ( 1–7 стт.)
[Евангелие Божие]... 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
- О СЫНЕ СВОЕМ
"Павел с самого начала говорит, о чем всё это Евангелие, Благая весть: 1) оно предсказано пророками, 2) Христос — никто иной, как Сын Божий, 3) Он рожден от семени Давида, то есть по плоти Он человек, происходящий из рода царя Давида, что одновременно означает соблюдение многих пророчеств, которые предсказывали приход истинного царя из потомков Давида, и 4) Он Сын Божий. Человек и Сын Божий. Он не говорит Бог напрямую, но понятно, что это утверждение его Божественной природы. И это можно доказать: святость и прежде всего — воскресение из мертвых. Вот основное содержание христианской веры. Потом на протяжении всего послания он будет об этом долго и подробно говорить" (А. Десницкий).
"Что касается личнотси Иисуса Христа, ап. Павел использует здесь некое противопоставление, с одной стороны, Иисус рожден по плоти, как потомок Давида, но по Духу Он от Духа Святости, Духа Святого, Духа Помазания. Он определен, то есть поставлен быть Сыном Божиим в силе — то, что я назвал словом интронизация. Здесь не нужно думать, что речь идет о противопоставлении плоти и духа, как очень часто мы думаем, что человек — это тело, душа, дух, нет, здесь скорее — два царства и две области, слово область по-славянски означает власть, поэтому есть власть плоти и власть Духа. Плоть — это то, что смертное, тленное в человеке, человек сын Адама, персть, земля, поэтому он тленен, и это есть плоть. Дух — это то, что животворит, поэтому это подлинная сила, это всегда Дух воскресения, Дух воскресшего Христа и синоним силы. В нем сочетается одновременно и Бог, и человек. Он потомок царя Давида, как человек, но Духом Святым в момент воскресения Он поставлен быть Сыном Божиим, то есть Царем вселенной в силе" (прот. Димитрий Сизоненко).
"Благая весть, которую теперь предлагает Бог людям через Своих вестников-апостолов, имеет своим главным предметом или – лучше – средоточным своим пунктом, вокруг которого вращается все прочее содержащееся в Евангелии, Сына Божия. В каком смысле здесь Христос назван Сыном Божиим? Так как здесь Сын Божий называется главным предметом Евангелия, т. е. проповеди апостольской, и так как эта проповедь имеет своим предметом Сына Божия вообще – сначала в состоянии до воплощения, а потом как воплотившегося, то можно заключать, что Павел употребил здесь это выражение в общем и самом обширном значении, как обнимающее и предвечное бытие Сына Божия, и Его жизнь на земле. Он был всегда и оставался истинным Сыном Божиим даже в состоянии уничижения, Сыном Единородным" (проф. А. Лопухин).
- РОДИЛСЯ ОТ СЕМЕНИ ДАВИДОВА ПО ПЛОТИ
"Но хотя Христос был Сыном Божиим, однако Он явился на земле, как человек, принял плоть и кровь человеческую (выражение "по плоти" дополняет собою выражение "от семени", т. е. от потомства Давидова). О чудесности же зачатия Христа апостол говорит в Рим.8 и в 2Кор.5,21, где идет речь о безгрешности Христа. В самом деле, если бы Христос только в не собственном смысле был назван у Павла Сыном Божиим, если бы Павел полагал, что Его отцом был Иосиф, а не Бог, то он не мог бы при этом считать Христа свободным от наследственного греха Адамова. Замечательно, что наиболее подробностей о чудесном сверхъестественном рождении Христа сообщает сотрудник Ап. Павла, св. Лука" (проф. А. Лопухин).
"Что ты делаешь, Павел? Вознесши наши души и подняв их на высоту, показав великое и неизреченное, сказав о евангелии и евангелии Божием, представив сонм пророков и показав, что они предрекли будущее за много лет раньше, для чего ты опять низводишь нас к Давиду? Скажи мне, – о каком человеке ты говоришь, именуя его отцом Иессеева сына? Сообразно ли это с сказанным прежде? Весьма сообразно, говорит Павел, – потому что у нас речь не о простом человеке. Вследствие этого я и прибавил – «по плоти», давая понять, что Ему же принадлежит и другое рождение – по Духу, Но для чего он начал с рождения по плоти, а не с высшего – с рождения по Духу? Для того, что так начинают Матфей, Лука и Марк. К тому же, намеревающемуся возводить к небу необходимо вести снизу вверх. Так было и на самом деле. Сына Божия видели на земле человеком, а потом признали Его Богом. А какой способ учения употребил сам Он, такой же путь, ведущий к Нему, пролагает и ученик Его. Сначала говорит о рождении по плоти не потому, что оно было первое, но с тою целью, чтобы от него возвести слушателя к другому рождению – по Духу" (свт. Иоанн Златоуст).
"то есть устами всех пророков Отец предвещал о Сыне, Который прежде веков рожден Им по естеству, наименован сыном Давидовым, как от Давидова семени приявший естество человеческое; посему, упомянув о Давиде, по всей необходимости присовокупил: по плоти, чтобы не почли Его сыном Давидовым по естеству, а сыном Божиим по благодати. Ибо сие присовокупление по плоти дает разуметь, что действительно Он – Сын Бога и Отца по Божеству, так как не находим, чтобы и в рассуждении тех, которые не больше того, что в них видимо, присовокуплялось сие: по плоти. Свидетель тому блаженный евангелист Матфей. Ибо, сказав: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду (Мф. 1, 1–2), и изложив по порядку все родословие, нигде не присовокупил: по плоти. Им, как людям, и не приличествовало такое присовокупление. Но здесь, поелику вочеловечившийся Бог Слово есть не человек только, но и предвечный Бог, божественный Апостол, упомянув о семени Давидовом, по необходимости присовокупил по плоти, ясно научив тем нас, в каком смысле Он есть Сын Божий и в каком наименован сыном Давидовым" (блж. Феодорит Кирский).