4/16 февраля 1831 года родился Николай Семёнович Лесков, один из наиболее специфических представителей русской классической литературы.
В эпоху, когда вся общественная жизнь группировалась вокруг двух полюсов - "консерваторов" и "революционных демократов" - Лесков сумел занять если не нейтральные позиции, то и не примкнуть полностью ни к одному из лагерей. В целом, изначально считался ближе к консерваторам, а потом постепенно дрейфовал в "демократическую" сторону.
Первоначально Лесков был сотрудником "Северной пчелы", критиковал вульгарный материализм и нигилизм. Однако периодически переключался и на критику чиновников, бюрократического бездушия и всего такого прочего - вследствие чего имел проблемы с редакцией. Лесков с огромным уважением и интересом писал о "народе" - это роднило его с революционной линией. Но чрезвычайно ценил и традиционную народную культуру, включая религиозные традиции - это сдвигало его к консерваторам. В итоге, что называется, "укатали сивку крутые горки": бюрократия стала раздражать его как бы не больше демократов, и в конечном счёте Лесков прибился к Л.Н. Толстому: религиозность, но специфическая, альтернативная официальной.
Вообще - интересный человек, конечно. Убеждённый вегетарианец - а ведь тогда это, что называется, отнюдь ещё не было трендом. По его инициативе издаётся первая книга вегетарианских кулинарных рецептов на русском, у него появляются первые герои-вегетарианцы в русской классике.
Критика считала Лескова непревзойдённым знатоком народного языка, отчасти злоупотребляющего им, его тексты считались слишком вычурными, "манерными" (Л.Н. Толстой говорил даже об "избытке таланта"). В целом - так и есть, конечно. Но, тем не менее, Лесков - несомненное явление в русской литературе XIX века. серьёзно повлиявшее на современников и последователей. Очень чётко чувствуется лесковское влияние у Чехова.
Несмотря на то, что Лесков не вошёл в число "официальных" классиков в советский период, забыт он тоже не был: тут помогла как раз "революционая" часть его творчества - антиправительственные инсинуации в "Левше" и т.п. По "Леди Макбет Мценского уезда" есть даже опера.
PS: Показательна история с "Левшой". Первоначально критики решили, что роль Лескова была минимальна: что он просто обработал реально существовавший народный сказ. В то время как:
Всё, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.
Все особенности "народного языка", включая слова с "народной этимологией" ("клеветон", "Твердиземное море"), введены в повествование Лесковым или даже придуманы им по аналогии с реально бытовавшими.
PPS: Насколько всё-таки органично используются "народные" слова у Лескова, и насколько искусственно - у Солженицына...