Ошибка № 9. Внутренний конфликт упущен
Некоторые писатели интригуют читателя мощным внутренним конфликтом, но не развивают его. Главный герой влюблен, но не решается на отношения; или не может выбрать из двух; или остается на работе, которая ломает его; или хочет воссоединения, но не может сделать первый шаг. Конфликт делает персонажа интересным и сложным – но никак не развивается.
Верно, что в некоторых жанрах – особенно в циклах – может присутствовать мощный внутренний конфликт, который никогда не разрешается. Это тянущийся бэкграунд, возможно нерешаемый; часть образа жизни героя. Именно коктейль из самоотвращения у Джеймса Бонда, возможно, является тем, что позволяет ему быть таким мерзавцем. Это канат, по которому он ходит, чтобы выполнить свою работу. Если он копнет слишком глубоко, то вывернется наизнанку, а жанр может и не выдержать такого большого изменения.
Однако одиночные романы склонны к тому, чтобы подобные конфликты использовались и разрешались. Но я видела много рукописей, когда автор просто вбрасывает их, чтобы сделать главного героя интереснее. Они никогда не развивают и не делают эти конфликты причиной поступков. Это очень разочаровывает читателя.
Эти конфликты не обязаны достигать счастливого разрешения. Они могут закончиться трагедией. Или на менее радикальном уровне они продолжат бурлить вечно. Но они не должны быть спрятаны на заднем плане просто как один из пунктов в списке «интересных вещей, которые делают героя реальным». Они были частью того, что привлекло читателя; мы хотим, чтобы они влияли на то, как персонаж поведет себя.
Если вы держали конфликт на заднем плане и оставили нерешенным, было ли это намеренно? Многие авторы просто не докручивают температуру до нужной. Задайте себе вопрос, что случится, если конфликт максимально усложнит жизнь? Возьмите Джен Эйр Шарлотты Бронте – сироту, у которой не было ничего, кроме ее честности и прямоты. Они не доставляли ей проблем, пока она не подошла вплотную к самому заветному желанию – ее работодатель сделал ей предложение. Все прекрасно, пока Джен не обнаружила, что у него уже есть жена… Тогда ей приходится принять ужасное, раздирающее решение (хотя Бронте положилась на совпадение в разрешении конфликта. Она отослала Джен и оставила других героев с этим разбираться. Джен вернулась и обнаружила, что все препятствия магическим образом исчезли, а вселенная благоволит ее цели. Несмотря на это, я все равно люблю эту книгу). Возвращаясь к принципам Джен Эйр, они начинаются как маленькое упрямство, которое делает ее интересной и внезапной. Они доставляют ей умеренные неудобства. Но затем они вовлекают ее в судьбоносное решение – она может жить в позоре и быть счастливой, или держаться своих принципов. Частично сила истории зиждется на этом невероятном напряжении.
Внутренний конфликт может породить целую историю, как в трагедиях Шекспира. Яго и Отелло оба гордецы, оба амбициозные мужчины с интересными, запоминающимися чертами характера. Но дружелюбие исчезает, когда Яго обходят в повышении. Другой бы на его месте пожал плечами, но Яго не может. Это сотрясает его самоопределение и понимание, чего он заслуживает. Он начинает мстить – а все потому, что чувствует горечь.
Если вы искушаете читателя конфликтной ситуацией персонажа, не оставляйте ее на заднем плане. Заставьте конфликт порождать историю.