Найти в Дзене
Кинооператор рассказывает

9. Почему в кукольных мультфильмах маленькая глубина резкости и причём тут лунный ровер?

Эта статья - про съёмку кукол, про Луну и про ГРИП - глубину резко изображаемого пространства.

Если внимательно пересмотреть любимые с детства кукольные мультфильмы ("Чебурашка", "Незнайка", "Варежка", "Волшебник Изумрудного города" и др.), то можно заметить во многих кадрах маленькую глубину резкости. Если декорация уходит в глубину, то уже на небольшом удалении объекты на фоне выглядят размытыми, нерезкими. То же самое происходит и с передним планом - он выходит из фокуса.

Кадр из кукольного мультфильма "Чебурашка". В резкости - только две фигурки, фон и передний план выходят за границы резкости.
Кадр из кукольного мультфильма "Чебурашка". В резкости - только две фигурки, фон и передний план выходят за границы резкости.

Сейчас почти каждый знает, что маленькая глубина резкости происходит из-за того, что кукол снимают с близкого расстояния, примерно 1-1,5 метра.

Если мы сфотографируем уменьшенную копию автомобиля (радиоуправляемую модель) с близкого расстояния (меньше метра), то задняя часть автомобиля окажется уже вне зоны резкости. И мы сразу определим, что перед нами - игрушка.

Радиоуправляемая модель, уменьшенная копия.
Радиоуправляемая модель, уменьшенная копия.

Почему же в таком случае, когда НАСА использует радиоуправляемые модели с куклами, выдавая их за астронавтов на лунном ровере (как, например, в миссии "Аполлон-16"), мы не видим нерезкости ни на фоне, ни на переднем плане? Особенно этот вопрос волнует защитников лжи НАСА, они думают, что отсутствие нерезкости в кадре якобы может свидетельствовать о том, что в кадре не уменьшенная копия, а настоящий полноразмерный ровер с астронавтом.

Эта кукла на радиоуправляемой модели ездит по песочнице и выдаётся НАСА за астронавта на Луне. Миссия "Аполлон-16".
Эта кукла на радиоуправляемой модели ездит по песочнице и выдаётся НАСА за астронавта на Луне. Миссия "Аполлон-16".

Как преподаватель, я не могу проигнорировать этот вопрос, адресованный мне, и с удовольствием на него отвечаю. Задача преподавателя - объяснять сложные вещи простыми словами.

Итак, по порядку. Помимо дистанции, на которую мы фокусируемся, глубина резкости (ГРИП) зависит ещё от двух параметров: от фокусного расстояния объектива и от значения диафрагмы.

Фокусное расстояние объектива определяется в первую очередь форматом кадра, на который производится съёмка. Поэтому "пройдёмся" по форматам.

Согласно легенде НАСА, все "лунные" фотографии снимались среднеформатным "Хассельбладом" с квадратным кадром. Для всех земных фотографов размер кадра на таких фотоаппаратах 58х58 мм, или, проще говоря, 6 х 6 см. Точно такой же размер кадра и на отечественных среднеформатных фотоаппаратах "Киев-88" и "Салют", поскольку это - стандарт. Но вот для "лунного" фотоаппарата размер кадра сократили до 53х53 мм (немного "кропнули").

Для формата 6х6 см (именно так называют этот формат все фотографы) существует "нормальный" (штатный) объектив с фокусным расстоянием 80 мм. Это означает, что расстояние от оптического центра объектива до резкого изображения будет составлять 80 мм. На такое расстояние нужно отодвинуть объектив от листа бумаги, чтобы получить резкое изображение удалённого объекта.

Объектив "80 мм" проецирует изображение на лист, где нанесены рамки кадра среднего формата (58х58 мм) и кинокадра (22х16 мм).
Объектив "80 мм" проецирует изображение на лист, где нанесены рамки кадра среднего формата (58х58 мм) и кинокадра (22х16 мм).

На листе бумаги, куда проецируется изображение, нанесены рамки квадратного кадра среднего формата, это 58 х 58 мм, и внутри - прямоугольник, размеры которого равны размеру кадра в кино, 22 х 16 мм. Для среднего формата объектив "80 мм" будет давать одно угловое поле зрения, а для киноформата при съёмке этим объективом угол охвата резко сократится. Чтобы кинообъектив охватывал такое же поле зрения, что и среднеформатный фотоаппарат, его фокусное расстояние должно равняться диагонали кадра. Объектив с таким фокусным расстоянием будет называться "нормальным".

Для среднего формата "нормальным" будет считаться объектив с фокусным расстоянием 80 мм. "60мм" для Хассельблада - это уже широкоугольный объектив.

Фотоаппарат, снимающий на пластины 13х18 см, будет укомплектован объективом с фокусным расстоянием 210 мм, поскольку именно таким получается диагональ кадра.

Фотоаппарат ФКД 13х18 см. Вид со стороны матового стекла.
Фотоаппарат ФКД 13х18 см. Вид со стороны матового стекла.

И растяжение мехов при обычной съёмке на ФКД будет составлять около 20 см.

Фотоаппарат ФКД 13х18 см.
Фотоаппарат ФКД 13х18 см.

Для малоформатного фотоаппарата, который снимает на 35-мм фотоплёнку, "нормальным" будет считаться объектив с фокусным расстоянием 40-50 мм, поскольку диагональ фотокадра 36х24 мм составляет 42 мм.

Когда мы говорим о кино, то там размер кадра по площади в 2 раза меньше, чем на фото, 22х16 мм. Диагональ кадра всего 27 мм. Поэтому "нормальным" объективом будет считаться тот, у которого фокусное расстояние 28-35 мм.

Когда в кукольном мультфильме нужно получить средний или крупный план, то используют объектив с фокусным расстоянием 75 мм. Для киноформата - это длиннофокусная оптика. Из "Справочника кинооператора" можно узнать, что при съёмке с расстояния в 1 метр размер картинной плоскости составит 27 х 20 см, а глубина резкости (при диафрагме 5,6) будет всего 5 см, от 0,97 до 1,03 м. А если нужно снять по высоте не 20 см, а крупнее, приходится менять объектив на более длиннофокусный.

Таблица глубины резкости для объектива "75 мм" из "Справочника кинооператора".
Таблица глубины резкости для объектива "75 мм" из "Справочника кинооператора".

Для съёмок кукольных мультфильмов на киностудии "Союзмультфильм" использовали кинокамеру "Родина" с покадровым мотором (крепился с правой стороны). У камеры был прямой и обратный ход, она могла делать прямо на съёмке затемнения и наплывы - обтюратор имел изменяющийся угол открытия, от 160 до 0 градусов. Такую кинокамеру можно увидеть в музее "Союзмультфильма".

Кинокамера "Родина". Слева от объектива на боковой стенке - рычаг изменения угла открытия обтюратора, с полукруглой шкалой.
Кинокамера "Родина". Слева от объектива на боковой стенке - рычаг изменения угла открытия обтюратора, с полукруглой шкалой.

При съёмке мультфильма "Варежка" использовался объектив с переменным фокусным расстоянием.

Мультфильм "Варежка". Фон в нерезкости.
Мультфильм "Варежка". Фон в нерезкости.

Волне возможно, что это был "Фотон" 37-140 мм. Напомню, что диагональ кинокадра и "нормальный" объектив - это 27-28 мм, а здесь минимальное фокусное расстояние начинается с 37 мм.

Трансфокатор (зум) "Фотон", 37-140 мм.
Трансфокатор (зум) "Фотон", 37-140 мм.

Для получения крупных планов использовался почти максимальный наезд.

Мультфильм "Варежка", крупный план. Фон абсолютно размыт.
Мультфильм "Варежка", крупный план. Фон абсолютно размыт.

Мы видим, что мультфильмы большей частью снимались длиннофокусной оптикой.

А какой оптикой снимался проезд ровера в миссии "Аполлон-16"? НАСА утверждает, что это была 16-мм кинокамера Маурер, и мы соглашаемся: проезд действительно снят на 16-мм кинокамеру.

16-мм кинокамера Маурер.
16-мм кинокамера Маурер.

Размер кадра на 16-мм киноплёнке 10,26 х 7,49 мм, т.е. ширина кадра всего-навсего 1 см. А диагональ кадра - 12,5 мм (или 1/2 дюйма).

На 16-мм киноплёнке ширина кинокадрика примерно 1 см.
На 16-мм киноплёнке ширина кинокадрика примерно 1 см.

Поэтому для 16-мм формата "нормальным" будет считаться объектив с фокусным расстоянием 12 мм.

"Нормальный"объектив для 16-мм кинокамеры, фокусное расстояние 12 мм.
"Нормальный"объектив для 16-мм кинокамеры, фокусное расстояние 12 мм.

А проезды ровера были сняты широкоугольным объективом "10 мм" на диафрагме 1:11.

Смотрим Справочник кинооператора:

Глубина резкости для объектива "10 мм".
Глубина резкости для объектива "10 мм".

При фокусировке объектива на 0,75 м резкость будет от 33 см до бесконечности. Мы знаем, что чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резко изображаемого пространства.

Таблица дистанций наводок в "Справочнике кинооператора" начинается с 0,75 м. Если же воспользоваться другой, электронной таблицей, ГРИП-калькулятором, то можно без проблем перевести дистанцию наводки на 0,6 или даже на 0,5 метра. И тогда передняя граница резкости начнётся с 25 см.

При этом следует учесть, что дистанция наводки отсчитывается не от передней линзы объектива, а от плоскости расположения плёнки (или матрицы). Так что в 20-ти сантиметрах от объектива резкость уже будет.

Итак, нет ничего удивительного, что в кадрах проезда "лунного" ровера (хоть и сняты они использованием куклы и макета) большая глубина резкости. Съёмка производилась сильно задиафрагмированным широкоугольным объективом на узкую киноплёнку с маленьким размером кадра.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов

-16

До новых встреч!