Многие начинающие Арендаторы не просчитав все плюсы и минусы сломя голову арендуют помещения, а иногда и покупают, в расчёте быстрее начну работать, больше денег заработаю, и обычно через полгода когда у них заканчиваются денежные средства они проклиная всех и вся закрывают свой бизнес, а многие и разоряются.
Как же мне Вас жалко, вы вкладываете столько денег, усилий, а одна ошибка, и всё заканчивается. Я работаю с коммерческой недвижимостью не один год, и постоянно сталкиваюсь с такими горе предпринимателями - людьми у которых мечта разлетается на осколки как разбитая ваза.
Почему же так происходит, давайте разберёмся.
Во первых как в любом важно деле, а аренда помещения это очень важный вопрос, нужно не торопиться и всё просчитать, как говориться "семь раз отмерь, один раз подпиши договор". Если Вы не уверены в своих силах, лучше доверьтесь специалистам, которые на этом деле "собаку съели", а не просто приходите к риэлторам которые продают квартиры (их работа, и знания в этой области далеки, поверьте мне). И уж точно кому не стоит верить это тем кто сдаёт помещения, то есть Арендодателям , или их менеджерам, они Вам такие сказки про их объект наговорят, лишь бы встали на их площади, гипноз у них очень хороший, поэтому нужно держать ухо востро, и всё перепроверять.
На все заданные Вами вопросы должны всегда быть даны чёткие ответы, без всякой мути типа "Всегда можно порешать", или "Да не беспокойтесь, это мы как нибудь решим". Ну и конечно нужно и самим в первую очередь понимать, что Вам надо? Приведу пример из жизни, звонит молодой парень говорит хочу купить коммерческое помещение, площадь порядка ста квадратных метров. На мой вопрос, каким видом деятельности он планирует заниматься? В ответ я слышу:- "а какая разница, секс товары продавать или продукты?" Ну что я могу сказать, другой может быть махнул рукой, и сказал бы, ну если ты дебил, твои проблемы, я тебе продам сейчас этот магазин, получу комиссию, а ты там делай что хочешь.
Но воспитание полученное в СССР, да и профессиональный подход не позволяют мне, так к этому отнестись. Продолжаю уточнять, выясняется что под продуктовый магазин, хорошо говорю, какое вам нужно электричество мощностью в кВт, опять вопрос ставит в тупик собеседника, и так далее, и так далее. В конце концов выясняется, что человек и понятие не имеет как работает продуктовый магазин, что для этого надо, какие необходимо согласование пройти, и какие моменты учесть. Это конечно крайний случай, обычно предприниматели многие моменты знают, им только нужно найти площадь под аренду, которая позволит зарабатывать деньги.
Во вторых, обращаем внимание, на локацию объекта где он расположен, какой жилой массив окружает объект, конкурентная среда, транспортная доступность, какой этаж (первый этаж наиболее востребован), какой трафик проходит (всё считаем в количественном выражении в разное время, надо чётко понимать сколько людей проходит, сколько проезжает автомобилей), имеется ли парковка на сколько автомашин, время работы торгового центра, или магазина, можно ли разместить вывеску, и проводить маркетинговые активности, состояние площадей (требуется ремонт или можно с экономить), есть ли охрана, сигнализация, видео наблюдение, кто из "соседей" Арендаторов рядом расположен, являются ли они точками притяжения покупателей, если у Вас лицензированный вид деятельности, то как это повлияет на лицензию.
В третьих, проводим переговоры, за место под солнцем надо всегда биться, поэтому не стесняемся обозначать ту цену за аренду, которая для Вас приемлема, даже если Вам рассмеются в лицо, тут главное не просто брать цифру с потолка, а аргументированно доказывать почему вы не готовы платить больше. Если Арендодатель адекватный, он прислушается к Вам и пойдёт на снижение. Дополнительно к цене это могут быть и так называемые "арендные каникулы" на время ремонта, и раскрутки вашего дела, крупным сетевым магазинам такие каникулы даются и на полгода, но традиционно это один месяц, по законодательству нельзя бесплатно стоять месяц в аренде, поэтому аренда за один месяц, делиться на два месяца. Если удастся договориться, и в стоимость аренды включит затраты на коммунальные услуги, что тоже очень не плохо. Т.е. другими словами, перед тем как Вы подпишите договор старайтесь по максимуму получить для себя преференции, не только в цене аренды.
В четвёртых, если Вы не юрист, то прежде чем вы подпишите договор, покажите его тем кто в данном вопросе разбирается, чтобы в один из прекрасных дней не стать заложником Арендодателя, или вложив кучу денег в ремонт не оказаться через пару месяцев на улице, такие случаи тоже бывают, и если вы соответственно легкомысленно подошли к подписанию договора, то уже никогда не вернёте свои деньги, как говориться "ничего личного, бизнес есть бизнес", суд будет исходить только из условий договора.
В пятых, Всегда помните, это Вы готовы платить деньги, и риски ваши выше чем у Арендодателя, поэтому с этой позиции и надо подходить к вопросу аренды помещения.