Найти тему
Русский экскалибур

Т-34, который мы не знаем! Часть1

Т-34 - танк-легенда. Самый массовый танк за всю историю мирового танкостроения. Машина, которую казалось бы под «лупой рассмотрели» каждый квадратный миллиметр все мировые специалисты танкостроения! Одним словом, кажется, что этот танк пройден вдоль и поперёк. Но получается парадоксальная ситуация, адекватной, устойчивой оценки этому танку до сих пор нет! Иначе не было бы такого до неприличия гигантского разброса во мнениях по поводу этой машины. Позволю себе привести несколько выдержек.

Уинстон Черчилль, танковым специалистом скорей всего его не назовёшь. Зато его смело можно назвать очень умным человеком и уровень понимания предмета обсуждения у него на порядок выше, чем у некоторых современных танковых спецов. Вот что он говорил по этому поводу: "Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет мессершмитт и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!"  Ладно, не хотим слушать Черчилля, тогда доверимся мнению Американского специализированного телеканала, который в программе Top Ten Tanks назвал его лучшим танком за всю историю мирового танкостроения.

Э. Шнейдер, немецкий специалист по военной технике: «Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне, маневренности... Танк Т-34 произвел сенсацию... Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок в области танкостроения. Появление новых машин на фронте произвело большой эффект. Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой».

И таких восторженных откликов можно привезти великое множество и я в дальнейшем ещё буду их приводить. С другой стороны, а это стало очень модно с начала 90-х, на «Тридцатьчетверку» обрушилась волна критики, часто не всегда обоснованной. Конструктивные недостатки (а ими подвержен абсолютно любой танк) выпячивались и ставились во главу угла. И наоборот, конструктивные и технологические достоинства Т-34 недобросовестно «не замечались». Легендарный танк подвергался просто форменным оскорблениям. Вот одно из них, из названия статьи: «позор на гусеницах, или же худший танк ВМВ». Оставим эти «эпитеты» на совести и порядочности этих «специалистов». Ещё удивляет, что по отношению к «Тридцтьчетвёрке» применялась просто форменная ложь! И эта ложь, которая оформилась в дешёвые байки «кочует» от одного «историка танкостроения» к другому. Мы в дальнейшем попытаемся их опровергнуть.

Теперь нам надо разобраться с ключевым вопросом - почему такая полярная оценка «Тридцатьчетверки»? Такое ощущение, что речь идёт про совершенно разные танки, даже, если мы принимаем во внимание модификации Т-34.

Вывод можно сделать только один, мы не можем адекватно оценить этот легендарный танк. Как «худший танк ВМВ» может ещё состоять на вооружении целого ряда стран? Восемьдесят (!!!) лет прошло уже! Почему он самый массовый? Что тогда в нашем понимании «хороший танк»? Лично у меня - это эффективный танк. Можно конечно возразить, что танкисты воевали на том, что массово «клепали» заводы и их мнения никто не спрашивал. Это неверно. Любая военная техника должна произвести на фронте (желательно) максимальный эффект иначе смысла переводить ресурсы для его производства нет никакого. Вспоминаем, что Т-34 изначально производил «Сталинградский тракторный». Потом после вторжения немецких войск, где Т-34 произвёл на немцев ни много, ни мало - фурор, производство «плохого» танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе "Красное Сормово" (Горький), Челябинском тракторном заводе, "Уралмаше" (Свердловск), заводе №174 в Омске и Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле.

Фронт моментально реагировал на востребованность поступающей на него техники и тут никакие «маркетинговые ходы» не работают. Достаточно вспомнить, как быстро свернули производство самого распространённого на тот момент и освоенного и в производстве и в боевых частях истребителя нового поколения МиГ-3. Казалось бы, довольно-таки приличный истребитель, «конвейер» запущен, клепай себе на здоровье. Но случилось, то что на Советско-Германском фронте другая единица боевой техники произвела настоящий фурор, а именно - штурмовик Ил-2. И соответственно заводы которым технологически крайне невыгодно перепрофилироваться под выпуск другой техники, вынуждены были всё-таки это сделать. Можно ещё привести множеством примеров. Например, были нередки случаи, когда войсковые подразделения изъявляли желание видеть у себя Т-34 вместо КВ-1, а последний - это танк уже другого более «дорогого» класса.

Уважаемый Читатель наверное обратил внимание, что Черчилль в «рейтинге трёх» великих единиц оружия помимо Т-34 упомянул Ме-109. Спрашивается, почему? Да потому, что этот истребитель был универсален. Он одинаково успешно дрался, как на «высотном» Западном фронте, так и на «низковысотном» Восточном фронте. Значит этот истребитель был востребован. И не удивительно, что Ме-109 является самым массовым истребителем за всю историю авиации.  И это обстоятельство не ускользнуло от пытливого ума британского лидера. Так же обстояли дела и у нашего героя сегодняшнего повествования. «Тридцатьчетверка» была универсальным танком. При грамотном тактическом построении «восемьдесят пятая» модификация была способна успешно драться с танками более высокого класса - «Тиграми» и «Пантерами». Достаточно вспомнить бои за Сандомирский плацдарм, где батальон «Королевских тигров» был практически полностью уничтожен «визави с меньшей весовой категорией». Как говорится, дебют «Королевских тигров» на Восточном фронте (в отличие от Западного) провалился с треском.

Одним словом, эффективная техника всегда универсальна, а значит и востребована. А это, в свою очередь, означает, что она она будет массовой. «Калашников», Ил-2 и Ме-109 это наглядно подтверждают. Легендарный Т-34 тоже не является в этом плане исключением!

Во второй части материала мы будем разбирать один из многочисленных «бородатых» мифов, а именно, почему не состоялась германская копия Т-34. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

Вторая часть здесь

С уважением!                               Оболенский Сергей