Со стороны – не вникая в детали, - может показаться, что Supertramp были мастерами успеха, про который говорят: на утро они проснулись знаменитыми. Но это только со стороны - то самое, заветное утро им пришлось ждать долгие годы…
Британская группа с многообещающим названием Supertramp – всё-таки в нём на первом месте стояло слово «супер», - была сформирована в 1969 году и выпустила свой одноименный дебютный альбом в следующем году. Никакого чуда не произошло, и музыканты настроились на то, что им придётся постепенно, шаг за шагом, концерт за концертом, приобретать верных поклонников. Причём поклонниками этими должны были стать любители утонченного и концептуального рока.
Второй альбом вышел в 1971 году и назывался Indelibly Stamped.
Он тоже большого шума не наделал. Так что, когда к этому ещё добавился и неудачный тур, в группе наступил кризис – и вскоре Supertramp практически распались. Но основоположники Роджер и Рик завербовали новых участников, и состав стал выглядеть так:
Roger Hodgson – Piano, Guitars, Vocals
Rick Davies – Keyboards, Harmonica, Vocals
John Helliwell – Saxophone, Clarinet
Doug Thompson – Bass
Bob Siebenberg – Drums
Их лейбл A & M Records в лице начальника по артистам и репертуару Дейва Маргересона (Dave Margereson) – который, кстати говоря, станет их менеджером на последующие десять лет, - отправил новый состав на старинную ферму в западном Дорсете, чтобы музыканты вместе смогли подготовить материал для нового альбома.
В результате альбом был придуман и записан. Работа шла в нескольких студиях, в том числе на Ramport Studios (принадлежащей The Who) и Trident Studios с со-продюсером Кеном Скоттом (Ken Scott). Во время записи альбома Дэвис и Ходжсон написали и записали в виде демо приблизительно 42 песни, из которых только 8 были выбраны на альбом – мощный фильтр. Правда, несколько треков появились позже на таких пластинках, как Crisis? What Crisis ? и Famous Last Words.
Между Дэвисом и Ходжсоном было заключено авторское соглашение, согласно которому все песни, сочинённые ими, приписывались двум авторам (это вам ничего не напоминает?). Кен Скотт неоднократно отмечал, что Дэвис и Ходжсон «были очень, очень разными личностями – и эти разные личности заставляли музыку звучать необычно». .
Сосредоточенность на проекте и талант музыкантов, а также помощь спонсора, дали результат в виде первого британского хит-сингла - песни «Dreamer».
Соответственно, и альбом Crime Of The Century – откуда была песня, - вошел в Top Ten.
Но группа продолжала интенсивно работать, понимая, что своего пика они ещё не достигли. Началась, как говорится, подготовка почвы для того, чтобы подняться в «высший дивизион» - для этого была нужна американская аудитория. И их следующий альбом Even In The Quietest Moments (1977) стал золотым в США всего через три месяца после релиза.
Этому в первую очередь способствовали активные гастроли группы. Одновременно песня «Give A Little Bit» попала в топ-20.
Интересно то, что на этом альбоме стал трещать по швам задуманный ранее авторский альянс – личные амбиции Рика и Роджера стали брать верх (это вам ничего не напоминает?).
Но надо было идти вперёд – и главный дуэт авторов начал работу над материалом для нового альбома. Теперь они писали песни по отдельности, хотя и вместе разработали тему для будущей пластинки. В основу оригинальной концепции легла следующая идея: они будут писать песни о человеческих отношениях и разных идеалах, которые есть у людей. Здесь прослеживался явный намёк на отношения между самими Дэвисом и Ходжсоном. Рабочее название альбома звучало как Hello Stranger.
Ходжсон впоследствии объяснял: «Мы вдруг поняли, что некоторые из песен действительно годились для двух людей, разговаривающих друг с другом. Я мог ставить под сомнение его мышление, он бросал вызов моему взгляду на жизнь. Наш образ жизни был весьма различен, но при этом я сохранял симпатию к коллеге. Этот контраст – и есть то, что заставляет мир вращаться. И это заставляло Supertramp двигаться вперёд».
Идея названия Hello Stranger была в конечном итоге отвергнута: авторы поняли, что в нём нет улыбки. Ходжсон прокомментировал позже: «Мы выбрали название Breakfast In America, потому что оно было забавное. Оно соответствовало настроению альбома».
И вот, наконец, наступило волшебное триумфальное утро 29 марта 1979 года, когда мир Supertramp по-настоящему изменился - вышел альбом Breakfast In America.
Ведущим синглом с альбома стала песня "The Logical Song", выпущенная в марте 1979 года и мгновенно проникшая буквально во все плей-листы радиостанций по всему миру. Такое бывает очень редко и, как правило, незамедлительно приводит к «тиражным результатам». Так и произошло: кроссоверный - то есть пронизывающий все жанровые закоулки, - звук Supertramp был теперь хорошо знаком буквально всем, независимо от возраста и музыкальных пристрастий. И народ захотел иметь новый альбом!
Пластинка была сделана совместно с продюсером и звукорежиссёром Питером Хендерсоном (PeterHenderson), и именно он внёс весомый вклад в звук, который завоевал любовь радиостанций во всем мире. О нём мы ещё вспомним сегодня.
Песня «The Logical Song» была первой из четырех синглов, которые сгенерировал этот выдающийся long-play. Её никогда не надоест слушать.
Breakfast In America стал золотым в США уже к 9 апреля и платиновым к 9 мая. А c 19 мая альбом на шесть недель возглавил чарты в США. Он также занял первое место в Норвегии, Австрии, Канаде, Австралии и Франции.
Последующие синглы «Goodbye Stranger» и «Take The Long Way Home» помогли Supertramp оставаться на радио до конца года, причём это касалось практически всего мира.
Их шоу, состоявшееся в конце ноября в Париже, было записано и издано в виде живого концертного альбома Paris (1980).
Ещё раз про Питера Хендерсона: за запись альбома Breakfast In America он получил Grammy. И именно он работал в качестве звукорежиссёра с «Машиной времени» на записи альбома Time Machine, которая проходила на Abbey Road Studios в Лондоне осенью 2006 года. Я помогал «Машине» в записи этого альбома - был так называемым executive producer’ом.
Разумеется, с Питером мы часто беседовали на различные околомузыкальные темы, в том числе и о процессе создания Breakfast In America. Он рассказывал много интересных деталей – обязательно воспроизведу их в программе СВМ на МАЯКе в пятницу.
Скажу только одну его фразу: «Совсем не могу слушать песни с Breakfast In America – переслушал их тысячи раз, пока делали альбом».
Что получилось по звуку на альбоме у «Машины» - вы можете сами судить, только не забывайте, что интервал между Breakfast In America и Time Machine составил 27 лет.