Найти тему

Дайте что ли карты в руки...

Внучка потомственной ведьмы, племянница знаменитой актрисы, иллюстратор произведений Уильяма Батлера Йетса и Брэма Стокера, создательница самой знаменитой колоды карт Таро, суфражистка, стоявшая на пороге феминизма, талантливая писательница, художница и актриса... Да! Все это об одном человеке. О Памеле Колман Смит.

ЗАГАДКА ВНЕШНОСТИ

Есть поверие, что по одной только внешности человека, можно предугадать его судьбу. В отношении Памелы Колман это утверждение оказалось более чем верным. Девушка с детства обладала весьма необычной внешностью. У нее были пухлые и выразительные губы, характерные скорее для представителей народов Африки, чем для рафинированных "бледнолицых", совершенно азиатский разрез глаз, круглое, луноподобное лицо и роскошные черные волосы. В сумме все эти черты создавали образ крайне нетрадиционный для высшего американского света, в котором и родилась Памела.

Можно найти множество отзывов современников о ее внешности. Например, Уильям Батлер Йетс - близкий друг и покровитель девушки, книги которого она успешно иллюстрировала, в своих воспоминаниях писал, что Памела даже в юные годы напоминала старушку.

А вот Артур Рэнсом, который тоже был знаком с девушкой, вспоминал о ней напротив как о маленькой кругленькой женщине, почти что девочке, совершенно лишенной возраста. "Она была очень смуглой с невероятно заразительной улыбкой и глазами ребенка, который в радостном возбуждении мчится навстречу гостям, пришедшим в дом", - писал о девушке в своих мемуарах знаменитый разведчик и журналист.

Иные из друзей Памелы и вовсе считали, что она похожа на "странное негритянское божеств".

Памела Колман Смит. Театральное представление.
Памела Колман Смит. Театральное представление.

Такая экзотическая внешность и сформировала миф о том, что в генеалогическом древе Памелы были негритянские или азиатские корни. Тем не менее семья девушки была вполне традиционной. Ее отцом стал Чарльз Эдвард Смит - добропочтенный торговец сукном, а мать Корин Колман - светская львица, увлеченная театром. Оба семейства принадлежали к публике более чем солидной.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

Дедушкой Памелы по отцовской линии был Сайрус Портер Смит - мэр Бруклина, а, впоследствии, и сенатор от штата Нью-Йорк. Он помог основать первую газовую компанию в Бруклине, был директором Бруклинской "Юнион Ферри Компани", президентом Бруклинской городской железнодорожной компании и одним из директоров-основателей Бруклинской городской больницы. Семейная легенда гласит, что первый Смит, ступивший на американские земли, и был родоначальником семейства Смитов.

Памела Колман Смит. Фотопортрет.
Памела Колман Смит. Фотопортрет.

Колманы в длине и помпезности генеалогического древа не уступали Смитам. Предок Памэлы по материнской линии, Эдмунд Чандлер, прибыл в Плимут около 1629 года, что сделало его одним из первых нескольких тысяч жителей колонии Массачусетского залива. Он также был частью пуританского сепаратистского сообщества в Лейдене. Родным дядей Памелы по материнской линии был Сэмюль Колман - знаменитый художник пейзажист, мастер акварели и основатель Американского общества акварелистов.

Отпрыски этих двух весьма представительных семейств поженились в 1870 году, когда Чарльзу Эдварду Смиту было 24 года, а Корине Колман - 34 года. Молодой муж работал в торгово-промышленной сфере, а Корина - выступала с антрепризами в салонах Нью Йорка. Счастливые молодожены прожили в браке 8 лет прежде чем у них родилась первая и единственная дочь - Памела Колман Смит, днем рождения будущей художницы стало 16 февраля 1878 года.

ВТОРАЯ РОДИНА

Расказы Ананси. Обложка книги.
Расказы Ананси. Обложка книги.

Совместная жизнь новой семьи началась в Манчестере, но в 1889 году Чарльзу Смиту предложили работу в Вест-Индийской Компании и семья перебралась на Ямайку. В период между 1888 и 1900 годами Памела жила, что называется, на два дома, проводя часть времени вместе с родителями на Ямайке, а часть - со своей теткой знаменитой шекспировской актрисой Эллен Терри. Именно Эллен пристрастила свою племянницу к театру, а так же дала ей прозвище Пикси (так в британском фольклоре называются представители малого народца, прославившиеся за пронырливость, живость и вредность характера). Прозвище настолько прижилось, что многие друзья и двадцатью годами позже называли Памелу не иначе как Пикси Смит. Но не театр и не Британия были главным событием в жизни Памелы в эти годы.

Ямайка успела стать для девушки второй родиной. Этнический колорит, жаркое солнце и яркие краски этой страны и особенно ее мистико-магический фольклор покорили Памелу, навечно оставив неизгладимый след в ее жизни и творчестве. Сама Пикси объясняла свой интерес к ямайским сказаниям тем, что ее прабабка была потомственной ведьмой и местный ямайский колорит только пробудил в ее крови родовые чары. Была ли упоминаемая прабабка из Колманов или Смитов, и была ли она вообще, нам выяснить не удалось.

Памела Колман Смит. Театральное представление.
Памела Колман Смит. Театральное представление.

Позже, когда Памела вернулась в Нью Йорк, она издала несколько книг со своей интерпретацией ямайского фольклора, самой громкой из них стала книга "Рассказы Ананси". Некоторые из этих рассказов девушка даже переработала в небольшие пьесы, которые ставила в ролях и разыгрывала в небольшом бумажном театре на своих вечерах в Нью Йорке и Лондоне.

ВО ВЛАСТИ "ЗОЛОТОЙ ЗАРИ"

В 1901 году, едва вернувшись с Ямайки в Нью Йорк, Памела практически сразу же вступила в местный мистико-окультный орден "Золотой Зари". Его иллюминаты именовали себя новыми Розенкрейцерами и наследниками их древних тайн. Впрочем, о "тайном" ордене знал практически весь Нью Йорк и его адепты не столько постигали мистические тайны, сколько приобретали полезные связи.

Русалки. Памела Колман Смит.
Русалки. Памела Колман Смит.

Писатели "ловили" в таких местах идеи для своих книг, журналисты - почву для скандала, актеры и музыканты - продюсеров и режиссеров, режиссеры - биржевых и промышленных магнатов, магнаты выискивали нетрадиционные развлечения и будущих жен. И все с глубокомысленным выражением лица пускались в умные речи и распивали коктейли.

Один из таких напитков Памела даже позаимствовала для своего собственного салона. Он назывался "Опаловое безмолвие". Для коктейля нужно было в треть стакана красного кларета влить из сифона лимонад. Коктейль надлежало дополнить кусочками льда и украсить долькой лайма, а потом пить через трубочку. "Фишкой" коктейля была красивая розовая пенка, украшавшая напиток, и вполне скромна стоимость при внушительной доле входящего алкоголя.

Театральная Афиша. Памела Колман смит.
Театральная Афиша. Памела Колман смит.

Удалось ли Памэле посреди светских вечеринок и модных коктейлей постигнуть какие-то древние тайны, не известно. А вот связями в богемной среде она успешно обросла и это позволило скромной студентке успешно зарабатывать себе на жизнь, иллюстрируя книги весьма именитых авторов и создавая афиши и декорации для громких постановок.

Памела покинула "Золотую Зарю" в 1910 году, променяв мистические тайны Розенкрейцеров на вполне традиционный католицизм.

ШТИГЛИЦ И МОМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

В 1893 году Пикси Смит начала учиться в Институте Прата в Нью Йорке. Ее учителем стал Артур Уэсли Доу - весьма неординарная личность, проповедовавший синтезию в живописи. Это новомодное течение призывало интерпретировать живопись как музыку, в которой цвет, линия, и т д - "лишь ноты, из которых слагается песня". Кроме того, Уэсли Доу предлагал творить спонтанно, без длительных эскизов и разработки композиции. В связи с этим направление иногда называют еще моментальной или интуитивной живописью.

Голубой кот. Памела Колман Смит.
Голубой кот. Памела Колман Смит.

Памелу увлекли эти идеи и она стала ярой поклонницей и одной из наиболее ярких представительниц художественной синтезии. Правда, закончить обучение в институте ей не удалось. В 1896 году скончалась Корин Колман и Памела очень тяжело переживала эту утрату. Трагедия подточила здоровье и без того эмоциональной девушки, она была вынуждена оставить обучение и так никогда и не получила диплом.

Но живопись навсегда осталась одним из главных пристрастий в жизни Пикси. Еще обучаясь в университете она сотрудничала с журналами, работала над театральными декорациями и афишами, иллюстрировала книги и даже смогла продать несколько своих картин. Благодаря этим-то работам Памелу и заметил Альфред Штиглиц - владелец "Студии 291", арт-дилер и искусствовед. Он предложил девушке устроить ее выставку.

Желание. Памела Колман Смит.
Желание. Памела Колман Смит.

Следует отметить, что стиль Памелы во многом навсегда остался интуитивным, она работала только в техниках, не требующих предварительной разметки и подготовки, почти никогда не делала предварительных эскизов и зарисовок. Во многом благодаря именно этому она писала на редкость быстро. Так, большую часть своих работ для выставки Штиглица она написала всего за одну неделю до ее начала.

Персональная выставка была для малоизвестной художницы неслыханным счастьем. Она состоялась в 1907 году и принесла Памеле не только "шумную славу в узких кругах", но и вполне весомый материальный доход - художнице удалось продать более 30 работ и получить множество заказов. Одним из них был заказ от Артура Уэйта на создание принципиально новой колоды карт Таро.

Волна. Памела Колман Смит.
Волна. Памела Колман Смит.

ТАРО

Карты Таро появились еще в XV веке и первоначально использовались как исключительно игральные. Практика гадания на картах Таро и большинство предсказательных раскладов появились только в XVIII веке. Но сама колода практически не изменилась - в ходу к тому времени были колоды Висконти-Сфорца (самая старая из известных сегодня колод - она датируется XV веком) и Марсельское Таро (колода появилась во Франции в XVII веке).

В обеих колодах персонализированы были только карты старшего аркана, на картах младшего аркана указывались только масть и достоинство. Артур Уэйт хотел создать колоду, в которой каждая карта обладала бы своим индивидуальным лицом, соответствующим значению в раскладе, которое, при этом, не должно было бы выбиваться из общего стиля колоды. Именно этим он и предложил заняться Памеле.

Менее чем за год девушка нарисовала все 78 карт новой колоды. Сам Уэйт был только идейным вдохновителем и давал художнице лишь небольшие рекомендации. Так родилась самая знаменитая колода карт Таро. Она была презентована в 1909 году и впоследствии отпечатана в издательстве Уильяма Райдера. Свое название колода получила от сочетания имен издателя Уильяма Райдера и идейного вдохновителя - Артура Уэйта. Имя художницы на колоде к сожалению не значится даже "в титрах".

Таро Райдера - Уэйта.
Таро Райдера - Уэйта.

К сожалению эта участь постигала в ту пору не мало женщин: их уже нанимали на работу и их труд даже оплачивался, но вот ставить женские имена на обложках и титульных листах никто не спешил.

НИЩАЯ ВНУЧКА МИЛЛИОНЕРА

Несмотря на то, что Памела всегда вращалась в кругах высшего света и никогда не была обделена ни работой, ни вниманием, она никогда не была богата. Ее всегда привлекала благотворительность и много из того, что она зарабатывала, девушка тратила на поддержку Красного креста и движения суфражисток.

Одним из последних коммерческих проектов Памелы стал дом "Ящерица", открывший свои двери в 1918 году в Гарланде (Техас, США). В то время девушка яростно увлеклась католичеством и изначально дом предназначался для отдыха священников, но, творческая натура девушки не дремала и к священникам вскоре добавились представители разных видов искусства.

Памела предполагала, что в доме возникнет нечто вроде колонии талантов, которые будут творить, реализовывать свои проекты и делиться последующим доходом. Но дело ничего кроме долгов не принесло, так что подоспевшее в 1938 году наследство от почившего дядюшки оказалось как раз кстати.

Памела Колман Смит. Театральное представление.
Памела Колман Смит. Театральное представление.

Получив наследство и рассчитавшись с долгами Памела закрыла колонию и уехала вместе со своей компаньонкой Норой Лейк в маленький приморский городок в Корнуолле (Великобритания). Там она прожила до конца своих дней, подальше от шумной богемы и городской суеты. Но даже такой скромный образ жизни оказался наследнице миллионеров не по карману.

Памела Колман Смит умерла в 1951 году в Корнуолле и была похоронена на общественные деньги в общей могиле. На похоронах не присутствовал ни родственников, ни друзей, которые могли бы сказать речь или вспомнить о таланте или прочих заслугах девушки. Местная газета не напечатала даже некролога. Все ее личное имущество было распродано с молотка и ушло на уплату долгов.

Мультипликационный фильм "Бременские музыканты". Фрагмент .
Мультипликационный фильм "Бременские музыканты". Фрагмент .

P. S.

Есть кинематографическая байка о том, что Василий Ливанов, интересовавшийся историей викторианских времен, был знаком с биографией и фотографиями Памэлы и именно они вдохновили его на создание образа знаменитой Атаманши в мультхите советских лет "Бременские музыканты". Достоверна ли байка - мы не знаем. Есть ли сходство - судите сами.