Леший медленно пробирался по февральскому лесу. Ветер посвистывал в вершинах деревьев, воздух был холодным и сырым, а настроение – сонным. В спячку Леший не ложился, но к концу зимы впадал в состояние некоего оцепенения, двигался медленно, лесными делами, по зимнему времени немногочисленными, занимался с ленцой, а порой и вовсе день-другой клевал носом, устроившись рядом со своим любимым дубом.
Именно такое настроение и овладело Лешим сейчас, и направлялся он туда, где его усадят на теплую лавку, угостят горячим чаем, поговорят по душам и привнесут в жизнь уют и гармонию – одним словом, шел он к Яге.
Обиталище бабки сквозь прозрачный зимний лес он увидел издалека. Избушка прижалась к краю полянки, словно стремясь укрыться от суровых ветров за плотной хвоей елок. Но забор стоял ровно, окошки сверкали чистотой, а от калитки шла расчищенная от снега дорожка. Правда, упиралась она не в крыльцо, как полагалось бы, а вела куда-то в центр полянки и обрывалась среди сугробов, но Леший не придал этому значения – своенравие бабкиного жилища было ему хорошо известно. Гораздо больше удивила лесного хозяина какая-то неопрятная куча, высившаяся в конце дорожки и состоящая из тряпья и чугунков. Такие безобразия были вовсе не в обыкновении Яги, и Леший шагнул во двор, радуясь, что сможет помочь приятельнице с уборкой.
В этот момент куча зашевелилась, качнулась влево, затем вправо, а затем глухо зарычала. Леший ахнул. Куча резко развернулась на звук, зашаталась, врезалась в сугроб и рассыпалась по двору, явив гостю рассерженную бабку.
- Вот же окаянное отродье! – выругалась Яга, осмотревшись и увидев съежившуюся в углу двора избушку. – А я смотрю, что-то крыльца нет как нет...
Тут она заметила Лешего и приветливо замахала руками.
- Очень вовремя ты заглянул, - обратилась она к нему. – Как раз поможешь все собрать, да и вообще...
Леший с готовностью сгреб в кучу несколько мешков и шагнул было к калитке, но Яга запротестовала.
- Куда, куда? В дом тащи! – она подхватила чугунки и шагнула в глубокий снег, провалившись по колено. Леший вздохнул, протиснулся вперед и стал прокладывать дорогу.
Оказавшись, наконец, внутри, Яга развила бурную деятельность. Разноцветные мешочки были высыпаны на стол, чугунки заполнили лавку, а сама бабка нырнула за печь и чем-то загремела. Леший робко присел на сундук, не решаясь напомнить про соблазнительно блестящий боками самовар.
Наконец, раздался торжествующий вопль и сияющая бабка вытащила новехонькую штыковую лопату. Леший вздрогнул, а Яга решительно направилась к двери, распахнула ее и окинула заснеженный взор взглядом полководца. Леший почуял неладное.
- Да объясни же ты, что случилось, - потребовал он, тоже выбираясь на крыльцо. – И, позволь заметить, для этой лопаты пока рановато...
- В самый раз, - бодро ответила Яга. – Лопата специальная, чтобы копать, я узнавала.
Она шагнула на снег и Леший схватился за голову.
- Копать?! Сейчас?!
- А когда же? – в свою очередь, удивилась бабка. – Земля-то мне сегодня нужна!
Леший почесал в затылке.
- Чтобы землю добыть, тебе не лопата, а лом нужен, - произнес он. Яга задумалась.
- Лом не купила, - огорчилась она. – И как быть?
Лешего вдруг осенило.
- Поставь-ка самовар, - предложил он, - попьем чаю, а потом землицу кипятком отольем.
Так они и поступили. Правда, наслаждаться чаем Лешему пришлось в одиночестве – Яга выпила напиток залпом и бросилась во двор. Вскоре она вернулась, волоча за собой здоровенную корзину, наполненную землей. Леший дернулся было помочь, но обреченно взмахнул ветвями и остался на месте. Яга же устремилась к столу и принялась вытряхивать содержимое мешков, приговаривая:
- Та-ак, что тут у нас? Капуста, морковка, ш... шпинат?..
Леший не вытерпел и подошел поближе.
- Да расскажешь ли ты, что все это значит? – вопросил он.
- Рассаду буду сажать! – гордо ответила Яга. – Огород заведу. Инвентарь кое-какой прикупила, ну, не считая лома... Семена...
Леший поперхнулся чаем.
- Дел тебе мало, что ли? – произнес он, откашлявшись. – Травы сушить да зелья варить, пряжу прясть да носки вязать...
- Вот именно, - перебила Яга. – Еще избу чинить да печь топить, кашу варить да есть ее. И все. Скучно.
- Но огород – дело непростое, - выдал Леший, немного подумав. – Тут опыт нужен...
- Люди же справляются как-то, - беспечно отмахнулась Яга. – Иди лучше сюда, поможешь разобраться...
Они вместе склонились над столом. Семян Яга накупила самых разных. Часть их была аккуратно упакована в свертки, снабженные названием будущего овоща, часть продавец рассыпал в бумажные пакеты, небрежно намалевав нечто, отдаленно похожее на предполагаемый результат, а часть без затей сложили в кульки из газеты «Тридесятые вести». Расшифровка этой головоломки представилась Лешему делом многотрудным и не сулящим успеха. Он снова задумался.
- А ты уверена, что сажать их надо все одновременно? – уточнил он. Яга нахмурилась.
- А разве нет?
- Не знаю, - признался Леший. – Откуда? У меня в лесу такое не растет.
- Как же быть? – растерялась Яга. – Спросить бы кого...
Леший помолчал, а потом лицо его прояснилось.
- Жди, - коротко ответил он и исчез за дверью.
Скорые зимние сумерки окутали избушку, когда в дверь постучали. На пороге стояли Леший и плюгавенький мужичонка. Мужичок заметно робел, но увидев гору семян на столе, рванул к ним с неожиданной прытью.
- Иди за ним и слушай, - торжественно обратился к Яге Леший. – Привел я к тебе наипервейшего по огородам знатока!
Яга с сомнением пожала плечами, но послушалась совета. Некоторое время спустя она уже записывала что-то на обрывке бумаги под диктовку мужичка, и Леший, расслабившись, прикорнул в углу горницы.
Уже давно стемнело и полная луна освещала Тридесятый лес, когда Лешего осторожно тронули за плечо. Яга была довольна и счастлива.
- Проводи своего знакомца, - предложила она. – А то мало ли...
Леший согласно кивнул и поднялся. Все вместе они вышли во двор, и мужичок кинулся к выкопанной Ягой яме, которую ярко освещала луна. Взволнованно бормоча себе под нос, он извлек оттуда какой-то корешок и удовлетворенно кивнул.
- Голова, - кивнула на него Яга. – Столько мне рассказал, что и не упомнишь.
- А то, - зевнул Леший. – Часто по лесу бродит, то земляники накопает, то ежевики кустик… А репу такую выращивает, что всем селом не могут вытянуть. Специалист.
© Анна Липовенко
Больше сказок здесь.