В известных пособиях Ольги Земцовой (кандидата педагогических наук, автора серии «Умные книжки») указано, что к трём годам ребёнок должен уметь пересчитывать предметы в пределах пяти. А с четырёх до пяти лет дети должны научиться считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
Это, конечно, довольно смелые требования.
У Людмилы Петерсон попроще: в её «Игралочке» для детей 3-4 лет счёт лишь в пределах трёх, а в следующем уровне (4-5 лет) — до восьми.
По ФГОС ДО ребёнок 4-5 лет должен уметь считать до пяти, владеть порядковым счетом (первый, второй и т.д.). Но это, впрочем, минимальные требования.
В любом случае: учить счёту дошкольников надо. Пусть и неспешно. И желательно — исключительно в игровой форме.
На помощь приходят не только всяческие игры, но и литература.
Что читать с малышом, чтобы помочь ему научиться считать? Расскажу о наших «читалках».
1. В. Степанов «Считалочка»
Есть разные редакции этой считалки. Видела её под названием «Галочка-считалочка» — стихи там чуточку отличаются.
Если честно, я не в восторге от творчества этого детского поэта. Но «Считалочка» с галкой мне понравилась. Счёт в ней от 1 до 10. Галка пересчитывает тех, кого встретила с утра.
Вот Петух шагает важный.
Петуха узнает каждый:
Шпоры носит господин.
Галка счёт ведёт: ОДИН!
Читать можно самым маленьким — с полутора-двух лет. Желательно, чтобы иллюстрации были крупными и выразительными.
У нас эта считалка нашлась в сборнике «100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей». Иллюстрации, к сожалению, маленькие. Читали с удовольствием с 2 лет. И сейчас, если достаём этот сборник с полки, прочитываем.
2. В. Сутеев «Три котёнка»
В рекомендациях эта сказка не нуждается. Интересна и понятна даже самым маленьким. Помогает выучить счёт в пределах трёх, так как число постоянно повторяется, а количество демонстрируется. Помимо этого, закрепляются нейтральные цвета: чёрный, серый и белый.
У нас «Три котёнка» в том же сборнике «100 любимых…».
3. С. Михалков «Котята (Считалочка)»
Короткое стихотворение со счётом в пределах пяти. Есть что обсудить: характеристики каждого котёнка, их сходства и различия. Что значит «самый смелый», «самый умный», «самый шумный»? Как это выражается в их поведении?
Её мы нашли всё в тех же «ста любимых».
4. Альф Прёйсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти»
Эта сказка-считалка норвежского автора широко известна на постсоветском пространстве. Гениальный мультипликатор Дегтярёв снял по ней познавательный кукольный мультфильм.
Сказка помогает ребенку легко запомнить счёт от 1 до 10. Но есть у неё ещё одно важное достоинство: она наглядно демонстрирует пользу счёта. То есть формирует мотивацию к познанию.
Подходит для чтения детям лет с трёх. Может быть, немного раньше.
У нас вот такое издание. Тонкая книга с мягкой обложкой, но на очень хорошей плотной бумаге. Приятные иллюстрации Сутеева. Издательство Мелик-Пашаев.
Очень рекомендую эту книгу для библиотеки трёхлетнего ребёнка.
5. Джулия Дональдсон «Зог»
Эта книга помогает научить ребенка порядковому счету в пределах пяти.
Дракончики учатся в драконьей школе. Сначала первый класс, потом второй, третий, четвертый и последний пятый. В каждом классе они изучают что-то новое. И каждый год дракончик Зог, тренируясь, попадает в беду или впросак. Всякий раз на помощь ему приходит девочка Стелла. Она принцесса, но хочет быть врачом.
Вопросы по книге помогут ребенку научиться применять порядковые числительные. «В каком классе дракончики учились летать?» - «В первом». «На каком году обучения Зог поджёг своё крыло?» - «На третьем». «В каком классе Зог получил свою первую звёздочку от мадам Драконни?» - «В четвёртом».
Сказка относительно короткая, к тому же в стихах — поэтому всё легко запоминается.
6. В. Катаев «Цветик-семицветик»
У нас такой книги пока нет — читаю ребёнку с планшета. Но в ближайших планах приобрести её с хорошими иллюстрациями. Сказка замечательная: интересная, увлекательная и добрая. Есть что обсудить и обыграть. Заодно она помогает освоить и закрепить счёт в пределах семи.
7. Сапгир «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика»
Самое сложное и самое дидактичное (в хорошем смысле!) оставила напоследок. Математическая сказка.
Первая книга о Кубарике и Томатике увидела свет в 1975 году. Она была адресована детям 3-4 лет. Над книгами трудились вместе Генрих Сапгир, Кира Сапгир (вторая часть), методист Левинова и художник Стацинский.
История про Кубарика и Томатика была популярна в 70-ых и 80-ых, а в 90-ых её издавать перестали. К счастью, несколько лет назад книгу переиздали, причем с теми же иллюстрациями. Спасибо издательству «Розовый жираф».
Сегодня книга (обе её части) пользуется высокой популярностью. Но отношение к этим математическим сказкам неоднозначное. Многие считают, что книга не подходит современным детям: текста, дескать, слишком много, а знаний даётся мало. Трех- и четырехлетки всё это якобы уже знают, а слушать такой большой и нудный текст еще не способны.
Где-то я могу с этим согласиться. Да, текст объёмный, иногда сложный для малышей, местами докучный. Но дидактическая польза высока. Пусть ребёнок уже умеет считать — книга поможет закрепить и отработать этот навык, познакомит его с составом числа 10.
Я часто не читаю главу, а пересказываю её — близко к тексту, но максимально доступным ребёнку языком.
Иллюстрации удивительные и непривычные.
Под каждой главой приводятся современные методические рекомендации. В них предлагаются игры и занятия для закрепления темы.
Читать нужно по одной главе за раз. Можно возвращаться к прочитанным главам снова и снова. Поэтому книга читается очень долго. Мы уже больше полугода её постигаем.
Кстати, читаем мы вторую часть. Так вышло. Я заказала с Озона первую, а мне по ошибке прислали вторую. Мы не расстроились и начали с неё. Это самостоятельная история про старых героев — обязательного знакомства с первой частью не требуется.
Знания, которые даёт вторая книга «Приключения Кубарика и Томатика»:
- сколько, столько же;
- равенство и неравенство двух групп;
- время: вчера, сегодня, завтра;
- ориентация в пространстве: право, лево, впереди, сзади;
- сравнение величины трех предметов (самый короткий, самый длинный, короче, длиннее);
- расположение в порядке убывания и возрастания:
- геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник;
- быстро — медленно;
- представление о времени: утро, день, вечер, ночь;
- названия дней недели;
- количественный счёт в пределах 10;
- порядковый счёт в пределах 10 (первый, второй и т.д.).
Вот как много всего! И это действительно отлично усваивается, будучи подано в форме сказки.
Поскольку у нас есть только вторая часть, рекомендую я именно её. Начинать знакомство с ней можно уже ближе к трём годам.