Найти тему
Дневники Зеленого края

"Пиранья" - для подводных диверсантов. Как сверхсекретная подводная лодка стала героем культовой кинокомедии.

Кадр из фильма "Особенности национальной рыбалки"
Кадр из фильма "Особенности национальной рыбалки"

Самый популярный российский егерь Кузьмич не шутил. Лодка, куда попали незадачливые герои комедии "Особенности национальной рыбалки", и впрямь была совершенно секретной и предназначенной для специальных операций. Настолько секретной, что группе даже не дали работать внутри. Для имитации, к съемкам был достроен макет рубки, в котором и происходило основное действие.

-2

Сама "Пиранья", или сверхмалая подводная лодка проекта 865, уже стояла на приколе в Кронштадте и потихоньку готовилась к утилизации. В строю она не пробыла даже десятилетия.

Лодка "Пиранья", проекта 865 а стоянке. Фото из Яндекс-коллекции.
Лодка "Пиранья", проекта 865 а стоянке. Фото из Яндекс-коллекции.

Сверхмалые подводные лодки, которые многие государства начали строить в начале 30тых годов прошлого века, доказали свою эффективность ещё во время Второй Мировой. Их главным оружием были не торпеды, а кое-что пострашнее. Такие малютки высаживали на коммуникациях и в тылу врага отряды морских диверсантов.

Британские коммандос и итальянские боевые пловцы, с помощью таких лодок, проводили большие операции, вошедшие в историю. Их жертвами становились даже крейсера и линкоры. Так англичане, с помощью подводных мин и мини-лодки марки "Экс" смогли заминировать гигантский нацистский линкор "Тирпиц", и вывести его из строя на полгода.

Английская мини-субмарина класса "Экс". Фото из открытых источников.
Английская мини-субмарина класса "Экс". Фото из открытых источников.

Боевые пловца противоположенного лагеря, диверсанты "чёрного князя" Боргезе из Италии пустили на дно два британских линкора, в бухте Александрии, в декабре 1941 года. Для этой операции итальянцы использовали лодку-носитель "Scirе" и специальные микро-лодки транспортировщики, сделанные на базе крупнокалиберных торпед.

Итальянские боевые пловцы из 10 флотилии князя Боргезе. Фото из Янлекс-коллекции
Итальянские боевые пловцы из 10 флотилии князя Боргезе. Фото из Янлекс-коллекции

Советские лодки-малютки тоже имели опыт скрытной высадки подготовленного десанта на Ладоге. В навигацию 1943 года две таких субмарины перевезли по железной дороге на Ладожское озеро. Обе они высаживали в тылу врага разведгруппы по несколько десятков раз.

Картинка из Яндекс-коллекции.
Картинка из Яндекс-коллекции.

Странно, что в послевоенные годы, советское судостроение четверть века не занималось темой "малюток". Вернуться к ней решили лишь в середине семидесятых. Зато новый проект СПМБМ "Малахит", под кодовым номером "865", словно собрал в себя все лучшее, что было накоплено в проектировании таких кораблей. В 1984 году, на Адмиралтейской верфи в Ленинграде был заложен первый экземпляр.

Макет лодки "Пиранья". Картинка из Яндекс-коллекции
Макет лодки "Пиранья". Картинка из Яндекс-коллекции

"Пиранья", по очертаниям больше похожая на китообразное, была чудо как хороша. В корпусе из титана, со специальным покрытием - она стала одной из самых бесшумных в своём классе. Лодка могла нырять на двести метров, подолгу лежать на дне и даже нести на выносных решетках торпеды типа "Латуш".

Советские боевые пловцы из ПДСС. Фото из открытых источников.
Советские боевые пловцы из ПДСС. Фото из открытых источников.

Но главное, и самое смертоносное её "оружие" - шесть подводных диверсантов, с полным набором водолазного оборудования и спецсредств. Подводные транспортировщики, системы жизнеобеспечения и солидный подводный арсенал, от спецавтоматов, до магнитных мин. Эта малышка выбрасывала боевых пловцов на глубине 60 метров и долгими часами отлёживалась на грунте, ожидая возвращение десанта. Единственное чего не хватало новой лодке - скорости. Но этот недостаток планировали исправить во второй серии.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

В автономном походе "Пиранья" могла находиться десять суток. Благодаря особому строению корпуса и бесшумности, лодка подкрадывалась вплотную к военно-морским базам вероятного противника. В случае необходимости, она была способна привезти. прямо под нос вражескому кораблю, пару акустических мино-торпед, серии "ПМТ", массой 1800 кг каждая.

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

Лодки некоторое время базировались в Лиепае, но с развалом Союза, под видом спасательных аппаратов, их пришлось срочно переправлять в Кронштадт. Как выяснилось - на последнюю стоянку, где мини-субмарины, уже основательно подразобранные, увидел знаменитый режиссер Александр Рогожкин. И решил сделать с ними маленький эпизод в своей новой комедии.

Кадр из фильма "Особенности национальной рыбалки".
Кадр из фильма "Особенности национальной рыбалки".

Говорят, создателю "Особенностей национальной охоты" несколько дней пришлось пить с адмиралами, чтобы уговорить их снять "Пиранью" в новом кино. Режиссёру пришлось применить массу дипломатии, личное обаяние и безумную популярность, чтобы уломать флотское начальство. Скорее всего сыграл роль тот факт, что лодку уже фактически списали со счетов и два опытных экземпляра уникального корабля оказались "не нужны" флоту. Теперь проект пытаются реанимировать уже в новом качестве, с расширенными ударными функциями."Пиранью", глубоко модернизированную в морском машиностроительном бюро "Малахит", в нескольких вариантах, предлагают вооружить морским "Калибром", или перспективной гиперзвуковой ракетой "Циркон". Удастся ли возродить то, что бездарно уничтожили в 90тых, покажет ближайшее время.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.