Самый популярный российский егерь Кузьмич не шутил. Лодка, куда попали незадачливые герои комедии "Особенности национальной рыбалки", и впрямь была совершенно секретной и предназначенной для специальных операций. Настолько секретной, что группе даже не дали работать внутри. Для имитации, к съемкам был достроен макет рубки, в котором и происходило основное действие.
Сама "Пиранья", или сверхмалая подводная лодка проекта 865, уже стояла на приколе в Кронштадте и потихоньку готовилась к утилизации. В строю она не пробыла даже десятилетия.
Сверхмалые подводные лодки, которые многие государства начали строить в начале 30тых годов прошлого века, доказали свою эффективность ещё во время Второй Мировой. Их главным оружием были не торпеды, а кое-что пострашнее. Такие малютки высаживали на коммуникациях и в тылу врага отряды морских диверсантов.
Британские коммандос и итальянские боевые пловцы, с помощью таких лодок, проводили большие операции, вошедшие в историю. Их жертвами становились даже крейсера и линкоры. Так англичане, с помощью подводных мин и мини-лодки марки "Экс" смогли заминировать гигантский нацистский линкор "Тирпиц", и вывести его из строя на полгода.
Боевые пловца противоположенного лагеря, диверсанты "чёрного князя" Боргезе из Италии пустили на дно два британских линкора, в бухте Александрии, в декабре 1941 года. Для этой операции итальянцы использовали лодку-носитель "Scirе" и специальные микро-лодки транспортировщики, сделанные на базе крупнокалиберных торпед.
Советские лодки-малютки тоже имели опыт скрытной высадки подготовленного десанта на Ладоге. В навигацию 1943 года две таких субмарины перевезли по железной дороге на Ладожское озеро. Обе они высаживали в тылу врага разведгруппы по несколько десятков раз.
Странно, что в послевоенные годы, советское судостроение четверть века не занималось темой "малюток". Вернуться к ней решили лишь в середине семидесятых. Зато новый проект СПМБМ "Малахит", под кодовым номером "865", словно собрал в себя все лучшее, что было накоплено в проектировании таких кораблей. В 1984 году, на Адмиралтейской верфи в Ленинграде был заложен первый экземпляр.
"Пиранья", по очертаниям больше похожая на китообразное, была чудо как хороша. В корпусе из титана, со специальным покрытием - она стала одной из самых бесшумных в своём классе. Лодка могла нырять на двести метров, подолгу лежать на дне и даже нести на выносных решетках торпеды типа "Латуш".
Но главное, и самое смертоносное её "оружие" - шесть подводных диверсантов, с полным набором водолазного оборудования и спецсредств. Подводные транспортировщики, системы жизнеобеспечения и солидный подводный арсенал, от спецавтоматов, до магнитных мин. Эта малышка выбрасывала боевых пловцов на глубине 60 метров и долгими часами отлёживалась на грунте, ожидая возвращение десанта. Единственное чего не хватало новой лодке - скорости. Но этот недостаток планировали исправить во второй серии.
В автономном походе "Пиранья" могла находиться десять суток. Благодаря особому строению корпуса и бесшумности, лодка подкрадывалась вплотную к военно-морским базам вероятного противника. В случае необходимости, она была способна привезти. прямо под нос вражескому кораблю, пару акустических мино-торпед, серии "ПМТ", массой 1800 кг каждая.
Лодки некоторое время базировались в Лиепае, но с развалом Союза, под видом спасательных аппаратов, их пришлось срочно переправлять в Кронштадт. Как выяснилось - на последнюю стоянку, где мини-субмарины, уже основательно подразобранные, увидел знаменитый режиссер Александр Рогожкин. И решил сделать с ними маленький эпизод в своей новой комедии.
Говорят, создателю "Особенностей национальной охоты" несколько дней пришлось пить с адмиралами, чтобы уговорить их снять "Пиранью" в новом кино. Режиссёру пришлось применить массу дипломатии, личное обаяние и безумную популярность, чтобы уломать флотское начальство. Скорее всего сыграл роль тот факт, что лодку уже фактически списали со счетов и два опытных экземпляра уникального корабля оказались "не нужны" флоту. Теперь проект пытаются реанимировать уже в новом качестве, с расширенными ударными функциями."Пиранью", глубоко модернизированную в морском машиностроительном бюро "Малахит", в нескольких вариантах, предлагают вооружить морским "Калибром", или перспективной гиперзвуковой ракетой "Циркон". Удастся ли возродить то, что бездарно уничтожили в 90тых, покажет ближайшее время.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.