«Рота! Равняйсь! Смирно! Разойдись. Повзводно в две шеренги становись! Эти команды входили в ежедневный ритуал построений после учебных занятий нашей 3-ей роты.
После их выполнения, командир роты старший лейтенант Бородавко Л.Т. лично обходил строй и производил осмотр внешнего вида всех курсантов. В процессе этого, очень часто звучало: « Курсант..(называлась фамилия), объявляю вам замечание ( выговор), но чаще всего лишение очередного увольнения или наряд на службу вне очереди. Наказание следовало за не опрятный внешний вид, а это, как правило, пыльные сапоги или начищенная до недостаточного блеска бляха поясного ремня. Из сотни курсантов человек 10-15 получали взыскания. И так было практически каждый день в течение первого года обучения.
Доходило до того, что сапожные щетка, крем и принадлежности для чистки бляхи были у каждого с собой в полевых сумках или карманах обмундирования.
Именно такими методами достигались образцовый внешний вид и уставной воинский порядок.
Леонид Трофимович любил повторять: «Порядок либо есть, либо его нет. Третьего не дано».
Увидав информацию в интернете, о том, что полковнику Бородавко Л. Т. присвоено звание генерал-майора полиции, я обрадовался за своего бывшего командира. Ведь он, один из немногих, среди тех, кого я знаю, добился этого звания по праву.
Часто возникало непонимание, почему генерал Бородавко закончил свою службу лишь на должности начальника Суворовского училища МВД, почему, такие как он, не подымаются выше по карьерной лестнице. Ведь вот, конкретный пример руководителя, в которых страна и войска испытывают дефицит.
Текст из газетной статьи:
«…. Полицейский отбор по президентскому указу не прошли генерал-майор милиции Виктор Максимович Берекет и генерал-майор милиции Леонид Тимофеевич Бородавко». Источник: https://www.spb.kp.ru/online/news/879595/.
вызвал не доумение, почему бывший слесарь, не имеющий ни какого фундаментального образования, подходит для руководство войсками Национальной гвардии, а профессионал, второе имя которого «успех», отбор не проходит.
А ведь его опыт бесценен. Командуя курсантами, он неоднократно выезжал в те точки страны, где обстановка принимала дистабилизационный характер. Был преподавателем, прошел все ступени руководства воинскими коллективами был преподавателем кафедры тактики, заместителем и начальником университета ВВ МВД.
Но когда понимаешь, на какой территории мы проживаем, и какие качества ценятся в руководителях превыше всего, то смысл любого кадрового решения становится понятным.
« Бородавко Л.Т. Родился 27 марта 1952 года в д.Ясновка, Пуховичского района, Минской области Белорусской ССР. Окончил высшее политическое училище МВД СССР (1976 г.), военную академию им. М.В. Фрунзе (1989 г.), Санкт-Петербургский университет МВД России (2000 г.). В 1997 г. был назначен на должность заместителя начальника Санкт-Петербургской академии МВД России по служебно-боевой подготовке. С мая 2006 года по апрель 2007 года исполнял обязанности начальника Санкт-Петербургского университета МВД России. Начальник Белгородского юридического института МВД России с апреля 2007 года, Начальник Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России по 2017 год. Награжден правительственными, ведомственными и региональными наградами. Генерал-майор милиции. Источник информации: http://www.law.edu.ru/person/person.asp?persID=1195425.
Я считаю, что нам, находившимся в его подчинении, повезло с командиром. Хотя в начале нашего становления как будущих офицеров были, и зависть к менее строгим порядкам соседней роты и искреннее неприятие в душе тех мер наказаний, которые применялись по отношению к нарушителям.
Но по прошествии времени, возникло понимание того, что дисциплина и порядок должны быть осознаны и восприниматься как необходимость для существования любой армии.
Все воинские коллективы, которыми руководил Бородавко, всегда добивались отличных результатов.
Но успех, достигался не только наказаниями, требовательностью и тотальным контролем. Важным фактором был личный пример. Образцовый внешний вид, подтянутость, умение быть на голову выше своих подчиненных во всех вопросах вызывали уважение и гордость за своего командира.
В подразделении было широко развернуто так называемое социалистическое соревнование, когда отличная учеба, успехи в спорте и разумная инициативы всячески поощрялись.
Умелая работа с офицерским и сержантским составом, использование силы влияния комсомольской организации, все было направлено на то, чтобы мы были лучшими.
Я уверен многие подопечные взяли за основу его методику управления подчиненными.
По мере «взросления» курсантов менялись и меры воздействия и в целом характер управления воинским коллективом. Не случайно же генерал-майор Бородавко является доктором педагогических наук.. Хотя ознакомившись с темой и содержанием его диссертации, понимаешь, что этот труд является формальным довеском к его карьере. Думаю, гораздо большую пользу, как учебное пособие по управлению армейским коллективом сыграло бы исследование в другом направлении.
Но после перехода нашего командира на преподавательскую работу, в роте все изменилось.
Назначен был другой командир, совершенная противоположность во всех отношениях. Ему даже прозвище дали «Чушок». И курсанты не приняли ни стандартов его внешнего вида, ни характера его руководства.
Да как человек он был не плохой, но ведь хороший парень, это не профессия. И рота рухнула.
Возможно, решения моего бывшего командира не всегда были целесообразны и Леонид Трофимович не лишен слабостей, присущих любому человеку. Наверное, те, кто его хорошо знает, это могут согласиться со мной. А я, в первую очередь, ценю его за профессионализм и те качества офицера-руководителя, которые он смог предать нам, своим курсантам.