Четыре года обучения позади. Позади и государственные экзамены. А будущее казалось прекрасным. Вручение диплома и долгожданных офицерских погон.
Конечно, к экзаменам готовились все, готовились ответственно и скажем так, по всем направлениям, уповая не только на полученные знания.
Практически все в нашем взводе готовили шпаргалки.
Особой виртуозности, достиг в этом, наш замкомвзвода (командир группы).
Изготовив размером с ладонь карточки с ответами на вопросы, он на самостоятельной подготовки усиленно тренировался в манипуляции ими одной рукой.
Я же, те вопросы, изложения которых представляло определенные трудности, фиксировал на не больших листочках и крепил их с обратной стороны парадного кителя.
Представьте ситуацию. Экзамен по ИТСО (инженерно-технические средства охраны). Учебный класс. Заходим по два человека ( я и наш командир группы). Докладываем, берем билеты, озвучиваем вопросы. Садимся за стол. Перед нами полковники и генерал из Москвы. С двух сторон по бокам наши преподаватели.
Готовимся примерно минут двадцать. Замкомвзвода, положив перед собой руки, ловко перебирая пальцами, находит нужный билет и приступает к списыванию.
Я, загнув полы кителя, чуть наклонившись, тоже приступаю к подготовке ответа.
Для сидящих перед нами проверяющих, действия не вызывают подозрений.
А преподаватели с боку все видят и молчат. А по-другому ведь и быть не может, ведь это наши преподаватели.
Только после окончания экзамена начальник кафедры ИТСО полковник Биксентаев, сказал мне, мол, ну вы товарищ курсант и наглец.
К экзамену по «огневой», готовились, как сейчас бы сказали, используя коррупционную составляющую.
Перед выездом на стрельбище, каждый курсант сдавал деньги (сколько конкретно, я уже не помню), далее общая сумма передавалось тому от кого зависело быть или не быть сдаче успешной. Такова была общепринятая практика.
Сам экзамен проходил на стрельбище общевойскового училища. На пульте управления перед оператором ( а это был солдат срочной службы нашего батальона обеспечения учебного процесса) находился список личного состава взвода. Он был составлен таким образом, что те, кто претендовал на красный диплом, обязаны были выполнить упражнение на «отлично», а остальные не ниже чем на «хорошо». Это достигалось не только умелой стрельбой, но и действиями того, кто контролировал мишенную обстановку.
Выходя на рубеж открытия огня, курсант изготавливался к бою, докладывал и по команде, приступал к выполнению упражнения.
Если цель не поражалась, то боец у пульта нажимал ногой секретную кнопку, заваливая мишень.
И как итог, троечников не было, а передовики не покидали списков отличников.
На экзамен выносились только стрельба из ПМ (пистолета Макарова) и автомата.
Остальные виды стрелкового оружия, такие как РПК, ПК (пулемет Калашникова), СВД( снайперская винтовка Драгунова), КПВТ(Крупнокалиберный пулемёт Владимирова ) изучались в училище весьма поверхностно и навыки по их использованию отрабатывались лишь один раз.
Такой подход обуславливался спецификой выполнения служебно-боевыз задач ВВ МВД СССР.