Найти в Дзене
Russian Corncracker

Игровая индустрия и политика: от Джека Томпсона до наших дней.

Подумать только, несколько лет назад никто всерьез не воспринимал игровую индустрию. Игры были для людей не более, чем развлечением на пару вечеров. Mario, Tetris, Prince of Persia, Sonic, Final Fantasy и многие другие проекты не раз доказали, что видеоигры - это не просто развлечение, не просто веселые движущиеся пиксели, а целые миры, истории, в некоторых случаях и отражение нашей действительности. Если бы, скажем, в 90-х или чуть раньше кто-нибудь сказал, что через несколько лет будут спорить о том, являются ли видеоигры произведением искусства, то ничего кроме усмешек и ухмылок в ответ не поступило. Но прошло время, многое изменилось, и игровая индустрия воспринимается также как киноиндустрия или литература. Если ограничиваться только тремя этими явлениями, то видеоигры вызывают наибольший резонанс в обществе, как в свое время кино и литература.

Есть во всем этом большая ложка дегтя - игровая индустрия не раз встречала неоднозначную реакцию на себя со стороны “верхушки”. До сих пор идет маленькое и незаметное противостояние политики и игровой индустрии. Цель данного материала - это рассказать Вам о том, какие трудности пришлось пережить игровой индустрии, чтобы стать такой, какая она есть сейчас.

Началось все 7 июня 2003 года. Дэвин Мур, которому было на тот момент восемнадцать лет, подстрелил трех офицеров полиции после того, как его арестовали за угон машины. Мур сказал арестовавшему его офицеру: “Жизнь - это всего лишь видеоигра. В какой-нибудь момент ты все равно умрешь”, - цитата с официального сайта Джека Томпсона.

Во время судебного процесса было установлено, что у Мура были проблемы, в частности он подвергался насилию со стороны отца и страдал посттравматическим синдромом, в результате чего Дэвин находил утешение, играя в GTA 3 и Vice City. 30 сентября 2005 года Мура признали виновным, и тут в дело вступил Джек Томпсон. После приговора он сказал: “Дэвин Мур убил трех людей после непрерывной игры в GTA 3 и Vice City… Мур тренировался в “симуляторах убийств”. Он наиграл сотни часов, стреляя в копов, я думаю, что мы можем доказать это судье в Алабаме, но для человека, который тренировался в видеоиграх, он сделал это недостаточно хорошо… Видеоигровая индустрия дала ему определенные установки, затуманила его разум. Эти установки приказали ему устроить расправу над полицейскими, выстрелить им в голову и угнать полицейскую машину, как игра научила его”, - цитата с официального сайта Джека Томпсона.

После этого дела Джека Томпсона прозвали рыцарем, а его борьбу против жестокости в видеоиграх - крестовым походом. Томпсон боролся не столько со всей жестокостью в играх, сколько с произведениями Rockstar. Своей серией Grand Theft Auto Rockstar вызывали сильный ажиотаж, как и сейчас, однако, в те времена правозащитники, согласившись с Томпсоном, начали требовать от вышестоящих инстанций закрыть Рок Звезд и посадить всех до единого, а их игры запретить в США. Однако, как видно сейчас, ни к чему это не привело, и Rockstar сейчас является гарантом качественных игр. Но вернемся во времена “Крестовых походов” Томпсона.

После резкой критики чрезмерного насилия в играх Rockstar, они не только не стали ничего предпринимать, но и выпустили Manhunt, в которой очень подробно раскрывалась тема убийства, представая этаким снафф-фильмом. Задушить человека целлофановым пакетом, удавить проводов или просто разрезать на несколько частей - все это можно было сделать в Manhunt 2003 года выпуска. Уже и без Томпсона стало ясно, что Rockstar перегнули палку, но игра окупила себя и получила высокие оценки от критиков, однако общественность не стояла на месте. Пока одни люди воспринимали Manhunt как интересную игру с необычным сеттингом и геймплеем, другие увидели в ней угрозу обществу. “Как так можно? В это играют наши дети! У вас есть вообще совесть?”, - примерно так отреагировали противники виртуальных развлечений, на что люди, любящие игры ответили: “На каждой такой игре, как Manhunt стоит возрастное ограничение, указывающее на жестокие сцены в игре. То, что в это играют ВАШИ дети, это ваши проблемы”. И конечно же Томпсон не смог обойти и эту ситуацию стороной. “Проблема интерактивного насилия в том, что оно поглощает тебя гораздо сильнее, чем просмотр кино в кинотеатре… Такой тип игр - это истинный симулятор убийств…”, - слова Джека Томпсона из интервью с BBC. После Manhunt у Томпсона было еще много похожих дел: Hot Coffee из San Andreas, Bully, 25 to life и многое другое. Но как позже выяснилось, Джек Томпсон делал это не из-за добрых побуждений, а для того, чтобы сделать себе имя на громких и не очень играх. Ему почти удалось, и благодаря его деятельности Хиллари Клинтон удалось написать закон, контролирующий продажу игр с рейтингом R несовершеннолетним. В дальнейшем про этот закон забыли и его передали в Сенатский комитет по торговле, транспорту и науке, где его оставили без внимания. Карьера Джека Томпсона закончилась во время судебного разбирательства из-за Hot Coffee. Rockstar выиграла дело, а Томпсона исключили из флоридской ассоциации адвокатов.

-2

После Джека Томпсона многие юристы и адвокаты США хотели сделать себе имя на жестокости и насилии в видеоиграх, но их уже не воспринимали всерьез до тех пор, пока в дело не вступил Арнольд Шварценеггер. “Железный" Арни вступил в должность губернатора Калифорнии в 2003 году. Как политик он известен тем, что хотел защитить сексуальные меньшинства, а также свести к минимуму унижение таких людей в школах, а еще хотел запретить однополые браки. Но в данном случае политика Арни интересует нас в сфере игровой индустрии. Где-то в 2009 году, а может и чуть раньше (данные не уточняются), Арнольд Шварценеггер совместно с генпрокурором Джерри Брауном захотел приравнять видеоигры к порнографии и требовал вернуть закон, запрещающий продажу видеоигр несовершеннолетним. Однако, их никто не поддержал, апелляционный суд в США отметил нарушение конституции при восстановлении законопроекта, а Entertainment Software Association отметили, что такие ограничения бессмысленны из-за существующего возрастного рейтинга, который дается всем играм, и контроля родителей вполне достаточно, чтобы маленькие дети не играли в жестокие игры. Пыл Арни немного поутих, но Resident Evil 5 вернул его на путь противника жестоких игр. С Resident Evil 5 случился небольшой скандал, мимо которого Шварценеггер не смог пройти. Дело в том, что место действия RE5 - Африка, а отстреливать приходилось темнокожих зомби. Разумеется, общественность сразу начала обвинять Capcom в расизме, а Терминатор так и вовсе хотел запретить пятую часть резидента в США. Но из-за кризиса в стране и личных проблем Арни про дело RE5 все быстро забыли, а ее релиз встретили вполне хорошо и без обвинений в расизме. Спустя несколько лет после завершения своей политической карьеры, Арнольд Шварценеггер стал лицом мобильной Mobile Strike. Стоит еще упомянуть MK11, в которой появился “Терминатор”, но сам актер отказался его озвучивать, аргументировав это тем, что он не хочет быть частью жестоких игр, но и это еще не все, ведь стало известно, что актер принял участие в озвучивании игры Predator: Hunting Grounds. Кого он озвучивает остается неизвестным.

Тема жестокости в видеоиграх коснулась не только США, но и России. Запрет видеоигр на территории России затрагивался не раз. Я не хочу сейчас расписывать о событиях 7 ноября 2012 года, после которых запретили Manhunt на территории РФ. Видеоигры в России пытались запретить много раз по разным причинам, например из-за миссии “Ни слова по-русски” из Modern Warfare 2, которая сейчас недоступна в русской версии Steam, и если сейчас описывать каждую, то уйдет очень много времени. Достаточно вспомнить недавний скандал с Call of Duty Modern Warfare 2019 года. В своих интервью перед релизом Infinity Ward много раз говорила о “серой” морали, мол, хотели показать, что война дело серьезное, и солдаты совершают не всегда героические поступки. Разработчики явно перестарались. Они вновь сделали игру про “плохих русских”, но в этот раз перешли все границы. Солдаты из MW были показаны настолько плохими, что некоторые люди просто отказывались давать адекватную оценку игре. В итоге, сейчас в российском PS Store нельзя приобрести Call of Duty Modern Warfare 2019 и Call of Duty Warzone. Также Activision анонсировала ремастер второй Modern Warfare, которая тоже не будет доступна на PS4 в РФ.

Игровая индустрия пересекалась с политикой не только из-за трагических событий. Counter-Strike: Global Offensive ввела моду на лутбоксы. Я думаю, многие знают, что это такое, но все же объясню основную суть. Игрок покупает коробку за реальные деньги или внутриигровую валюту, в коробке лежат вещи от легендарного качества до самого шакального, и фишка заключается в том, что до момента открытия неизвестно какая вещь тебе выпадет. Обычно в лутбоксах лежат косметические предметы, которые ни на что не влияют. Так было до тех пор, пока EA не поняла, что и на коробках тоже можно заработать. Battlefield 4 стала первой игрой от EA, в которой были лутбоксы. Там были ножи, оружия, модификация для техники и скины. Все было хорошо до выхода Battlefront 2. В новой Star Wars разработчики сделали систему Star Cards - это специальные карты, которые улучшали героя. Настораживало то, что карты можно было купить за реальные деньги, тем самым превращая платную AAA игру в Pay2Win проект, но и это еще не все. Вся серия Battlefront привлекала тем, что давала возможность поиграть за любого персонажа саги “Звездные Войны”. В старых играх чтобы это сделать, нужно было всего лишь подобрать специальный бонус, который превращал обычного штурмовика в Дарта Вейдера или Люка Скайуокера. В версии 2017 года, чтобы поиграть за того же Вейдера игрокам потребовалось накопить 60 тысяч кредитов. Чтобы заработать такую сумму надо потратить около 40 часов игры, при этом не тратя ни монеты. Игроков такая политика расстроила, и они сразу обратили в комиссию ESRB, которая дает возрастной рейтинг играм, с просьбой приравнять лутбоксы к азартным играм. Разумеется, ESRB не обладала такой компетенцией, и за дело взялся бельгийский суд и представители нескольких стран. В ходе долгого процесса некоторые страны все же приравняли лутбоксы к азартным играм. Помимо приравнивания, в некоторых странах разработчиков обязали показывать процент выпадения разного качества, а в Китае запретили продажу лутбоксов лицам не достигшим 8-летнего возраста, запрещено покупать больше одной коробки в сутки, плюс обязали указывать точное количество открытия лутбоксов для показа шанса выпадения более редкой вещи. Ситуация с лутбоксами объединила множество стран, результатом такой деятельности стал полный отказ в платных играх от системы P2Win, и теперь коробки с лутом содержат в себе только косметические вещи или временный буст опыта, если таковой учитывает игра.

Игровая индустрия из развлечений для детей превратилась в интересное явление. Она принесла нам интересных личностей вроде Кена Левина или Хидео Кодзимы, подарила нам инди-игры, различные выставки такие, как E3, Gamescom и ИгроМир. Да, были и темные пятна, множество скандалов, стереотипов, нелестных отзывов как стороны общества, так и политиков, но она постоянно развивается, даруя нам кучу эмоций, а также помогает заводить новые знакомства в онлайн-играх или проявить себя на киберспортивных мероприятиях. А ведь когда-то игры воспринимали как развлечение для детей…

Играйте только в хорошие игры!

До встречи на страницах Дзена!