По поводу заметки Н. Богословского 1964 года о группе The Жуки - ударники:
Обычно в интернете эта заметка вызывает дружное улюлюкание публики - типа вот мужик лоханулся - такую хрень написал, а Битлз и сейчас живее всех живых.
Но кто в теме, тот реально должен понять, что уважаемый Н. Богословский ни капельки не ошибся в тенденции и написал он почти все верно.
В частности да, он ошибся. Но ошибка эта совсем не логическая, ни коем образом, не принижающая степени дальновидности автора заметки.
По порядку:
"Трое с гитарами, один ударник - и все четверо... чуть было не сказал - поют! Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент….."
По тем временам Битлз пели действительно странно, особенно для ушей советского композитора - почти женскими, высокими голосами иногда срывающимися на фальцет, подбадривая своё пение истеричными криками. Ведь как должен петь мужик - лучше басом, можно баритоном, но тенор...фальцет, по тем суровым не толерантным временам это уже какое-то отклонение.
"...какое содержание в этих опусах."
В качестве примера вот текст песни:
Она любит тебя
Она любит тебя, е-е-е
Она любит тебя, е-е-е
Она любит тебя, е-е-е
Ты думаешь, что потерял свою любовь.
Что ж, я видел её вчера.
Ты тот, о ком она думает
И она сказала мне, что тебе сказать.
Она сказала, что она тебя любит,
И ты знаешь, что это не плохо.
Да, она любит тебя
И ты знаешь, что ты должен быть счастлив.
Она сказала, что ты сделал ей очень больно.
Она почти сошла с ума,
Но теперь, она сказала, она знает —
Ты не из тех, кто делает больно.
Она сказала, что она тебя любит,
И ты знаешь, что это не плохо.
Да, она любит тебя
И ты знаешь, что ты должен быть счастлив.
Она любит тебя, е-е-е,
Она любит тебя, е-е-е,
И с любовью, как эта,
Ты знаешь, что ты должен быть счастлив.
По-правде, решать вам.
Я думаю, только это правильно —
Гордость может причинить боль вам обоим,
Попроси у неё прощение.
Потому что она любит тебя,
И ты знаешь, что это не плохо.
Да, она любит тебя,
И ты знаешь, это должно тебя обрадовать.
Она любит тебя, е-е-е,
Она любит тебя, е-е-е.
И с любовью как эта,
Ты знаешь,
что ты должен быть счастлив.
И с любовью как эта,
Ты знаешь,
что ты должен быть счастлив.
Это потом Леннон, познакомившись с Бобом Диланом, стал задумываться о смысловой нагрузке своих текстов. А пока е-е-е...
"Бедные наивные "жуки"! Вы, наверное, твердо уверены в том, что все это - слава, бешеные деньги, рев и визг поклонников, визиты к королям - все это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протянете вы еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится!.."
Да, вот здесь автор ошибся. Слава и бешеные деньги - участники группы действительно получили по заслугам. До сих пор у давно распавшейся группы есть поклонники, их песни слушают, переиздают, играют не менее заслуженные музыканты. Но...
Мне всегда был интересен феномен The Beatles. Насколько выдающимися музыкантами они были, по сравнению с другими исполнителями тех лет. Покопавшись в истории мерси-бита, музыкально явлении сопутствующем битломании, я обнаружил немалое количество довольно интересных групп:
The Searchers:
Прекрасная группа, наверное лучшая в мерси-бите
Freddie & The Dreamers
Придурки какие-то очень весёлые ребята сыгравшие довольно много забавных песен
Gerry & The Pacemakers
Песня ставшая гимном гимном болельщиков "Ливерпуля".
Да, наверное, и города. В любом случае стадион всегда поёт её хором за несколько минут до окончания матча.
Хорошая группа, много хитов в период 1963-65
The Zombies
Наверное самая интересная группа со своим авторским материалом
Dave Clark Five
Бит-лабухи, успевали выпускать по два-три альбома в год и кучу синглов, успешно гастролировали в США, наверное как и Богословский чувствовали скоротечность волны, хотели сорвать куш.
Ещё несколько песен, нескольких групп:
К 1966 году мода на мерси-бит, окончательно сошла на нет! У подростков появились новые герои, в моду вошли другие прически! Набирало силу движение хиппи. Музыка усложнилась. Битлз отказались от гастролей. Заперлись в студии и перешагнули в другую эпоху. Одними из первых. Им повезло, не без личных заслуг конечно. Ребята оказались действительно очень талантливыми авторами, порой гениальными. Но и здесь есть свое No.
Например Джордж Мартин - пятый битл. Профессиональный композитор, аранжировщик, продюсер. Вклад в продукт Битлз давно известен музыковедам. Машина шоу бизнеса. К 1965 году The Beatles были настолько раскручены, что просто так сойти со сцены уже не могли. Миллионы поклонников, миллионные тиражи пластинок, фильмы, сувениры - кто же завяжет с таким перспективным бизнесом? На таланте The Beatles очень многие хотели заработать. Кто зарежет такую дойную корову?
Об о всём этом Богословский в 1964 году просто не мог знать.
Не знаю, как и где он послушал Битлз. Например пластинка "Вечер трудного дня", на которой окончательно раскрылся авторский талант Леннона и Маккартни вышла, месяца за четыре до заметки. Не думаю, что он слушал эту великолепную запись, скорее всего он видел записи телетрансляций с концертов: " Когда "битлз" испускают свои твистовые крики, молодежь начинает визжать от восторга, топать ногами и свистеть. Тысячи американских подростков так подвывают своим любимцам, что тех еле слышно, несмотря на усилители. Поклонницы, сидя в партере, так сильно дергаются в ритме твиста, что часто впадают в обморочное состояние и просто валятся с кресел". На концертах они играли очень плохо в чём сами и признавались в интервью, из-за крика и отсутствия мониторов они себя не слышали.
Да и как исполнители Битлз были, честно говоря....На двух предыдущих альбомах у Битлов было записано много каверов популярных американских хитов, в частности пресловутая Roll Over Beethoven. По этим записям трудно представить дальнейшее их развитие.
Что же случилось с ребятами из других, приведённых мною в пример (а их было намного больше ) групп после 1965 года?
А вот почти слово в слово как написал Богословский: "И придется вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу или идти "пчелами" к новым "жукам"...
Лишь некоторые из них продолжили музыкальную карьеру, без былой популярности, кто-то сменил деятельность, иные играли по клубам. Кто-то пытался сам стать продюсером - "пчелами" к новым "жукам". Конечно они не бедствовали. Ведь всем известно что в развитых кап-странах даже безработные за пособием приезжают на своих машинах. Но в рок музыку ворвались совершенно новые герои с новой музыкой и с новыми причёсками.
Так, что можно только удивляться прозорливости нашего гениального композитора.