Найти тему
Андрей Макаров

А теперь о "Жуках"

По поводу заметки Н. Богословского 1964 года о группе The Жуки - ударники:

Обычно в интернете эта заметка вызывает дружное улюлюкание публики - типа вот мужик лоханулся - такую хрень написал, а Битлз и сейчас живее всех живых.

Но кто в теме, тот реально должен понять, что уважаемый Н. Богословский ни капельки не ошибся в тенденции и написал он почти все верно.

В частности да, он ошибся. Но ошибка эта совсем не логическая, ни коем образом, не принижающая степени дальновидности автора заметки.

По порядку:

"Трое с гитарами, один ударник - и все четверо... чуть было не сказал - поют! Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент….."

По тем временам Битлз пели действительно странно, особенно для ушей советского композитора - почти женскими, высокими голосами иногда срывающимися на фальцет, подбадривая своё пение истеричными криками.  Ведь как должен петь мужик - лучше басом, можно баритоном, но тенор...фальцет,  по тем суровым не толерантным временам это уже какое-то отклонение.

"...какое содержание в этих опусах."

В качестве примера вот текст песни:

Она любит тебя

Она любит тебя, е-е-е
Она любит тебя, е-е-е
Она любит тебя, е-е-е

Ты думаешь, что потерял свою любовь.
Что ж, я видел её вчера.
Ты тот, о ком она думает
И она сказала мне, что тебе сказать.

Она сказала, что она тебя любит,
И ты знаешь, что это не плохо.
Да, она любит тебя
И ты знаешь, что ты должен быть счастлив.

Она сказала, что ты сделал ей очень больно.
Она почти сошла с ума,
Но теперь, она сказала, она знает —
Ты не из тех, кто делает больно.

Она сказала, что она тебя любит,
И ты знаешь, что это не плохо.
Да, она любит тебя
И ты знаешь, что ты должен быть счастлив.

Она любит тебя, е-е-е,
Она любит тебя, е-е-е,
И с любовью, как эта,
Ты знаешь, что ты должен быть счастлив.

По-правде, решать вам.
Я думаю, только это правильно —
Гордость может причинить боль вам обоим,
Попроси у неё прощение.

Потому что она любит тебя,
И ты знаешь, что это не плохо.
Да, она любит тебя,
И ты знаешь, это должно тебя обрадовать.

Она любит тебя, е-е-е,
Она любит тебя, е-е-е.

И с любовью как эта,
Ты знаешь,
что ты должен быть счастлив.
И с любовью как эта,
Ты знаешь,
что ты должен быть счастлив.

Это потом Леннон, познакомившись с Бобом Диланом, стал задумываться о смысловой нагрузке своих текстов. А пока е-е-е...

"Бедные наивные "жуки"! Вы, наверное, твердо уверены в том, что все это - слава, бешеные деньги, рев и визг поклонников, визиты к королям - все это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протянете вы еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится!.."

Да, вот здесь автор ошибся. Слава и бешеные деньги -  участники группы действительно получили по заслугам. До сих пор у давно распавшейся группы есть поклонники, их песни слушают, переиздают, играют не менее заслуженные музыканты. Но...

Мне всегда был интересен феномен The Beatles. Насколько выдающимися музыкантами они были, по сравнению с другими исполнителями тех лет. Покопавшись в истории мерси-бита, музыкально явлении сопутствующем  битломании, я обнаружил немалое количество довольно интересных групп:

The Searchers:

Прекрасная группа, наверное лучшая в мерси-бите

Freddie & The Dreamers

https://youtu.be/ALR13MJLAs4

Придурки какие-то очень весёлые ребята сыгравшие довольно много забавных песен

Gerry & The Pacemakers

Песня ставшая гимном гимном болельщиков "Ливерпуля".

Да, наверное, и города. В любом случае стадион всегда поёт её хором за несколько минут до окончания матча.

Хорошая группа, много хитов в период 1963-65

The Zombies

Наверное самая интересная группа со своим авторским материалом

Dave Clark Five

Бит-лабухи, успевали выпускать по два-три альбома в год и кучу синглов, успешно гастролировали в США, наверное как и Богословский чувствовали скоротечность волны, хотели сорвать куш.

Ещё несколько песен, нескольких групп:

К 1966 году мода на мерси-бит, окончательно сошла на нет! У подростков появились новые  герои, в моду вошли другие прически! Набирало силу движение  хиппи. Музыка усложнилась.  Битлз отказались от гастролей. Заперлись в студии и перешагнули в другую эпоху. Одними из первых. Им повезло, не без личных заслуг конечно. Ребята оказались действительно очень талантливыми авторами, порой гениальными. Но и здесь есть свое No.
Например Джордж Мартин - пятый битл. Профессиональный композитор, аранжировщик, продюсер. Вклад в продукт  Битлз давно известен музыковедам. Машина шоу бизнеса. К 1965 году The Beatles были настолько раскручены, что просто так сойти со сцены уже не могли. Миллионы поклонников, миллионные тиражи пластинок, фильмы, сувениры - кто же завяжет с таким перспективным бизнесом? На таланте The Beatles очень многие хотели заработать.
Кто зарежет такую дойную корову?

Об о всём этом Богословский в 1964 году просто не мог знать.

Не знаю, как и где он послушал Битлз. Например пластинка "Вечер  трудного дня", на которой  окончательно раскрылся авторский талант  Леннона и Маккартни вышла, месяца за четыре до заметки. Не думаю, что он слушал эту великолепную запись, скорее всего он видел записи телетрансляций с концертов: " Когда "битлз" испускают свои твистовые крики, молодежь начинает визжать от восторга, топать ногами и свистеть. Тысячи американских подростков так подвывают своим любимцам, что тех еле слышно, несмотря на усилители. Поклонницы, сидя в партере, так сильно дергаются в ритме твиста, что часто впадают в обморочное состояние и просто валятся с кресел". На концертах они играли очень плохо в чём сами и признавались в интервью, из-за крика и отсутствия мониторов они себя не слышали.

Да и как исполнители Битлз были, честно говоря....На  двух предыдущих альбомах у Битлов было записано много каверов популярных американских хитов, в частности пресловутая  Roll Over Beethoven. По этим записям трудно представить дальнейшее их развитие.

Что же случилось с ребятами из других, приведённых мною в пример (а их было намного больше ) групп после 1965 года?

А вот почти слово в слово как написал Богословский: "И придется вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу или идти "пчелами" к новым "жукам"...

Лишь некоторые из них продолжили музыкальную карьеру, без былой популярности, кто-то сменил деятельность, иные играли по клубам. Кто-то пытался сам стать продюсером - "пчелами" к новым "жукам". Конечно они не бедствовали. Ведь всем известно что в развитых кап-странах даже безработные за пособием приезжают на своих машинах. Но в рок музыку ворвались совершенно новые герои с новой музыкой и с новыми причёсками.

Так, что можно только удивляться прозорливости нашего гениального композитора.