Многие предприниматели задают себе этот вопрос, на улице карантин со всеми вытекающими ограничениями, разрешена только продажа товаров первой категории (продукты, бытовая химия, средства гигиены, лекарства), люди сидят дома, многие Арендаторы несут убытки и съезжают, другие просят снизить значительно аренду, или сделать перерасчёт на время карантина, одним словом сплошные убытки, для всех.
Арендодатели начинают чаще задавать себе вопрос "И что мне делать с пустыми площадями?" Хорошо, если через неделю вирус будет повержен, и жизнь закипит? А если через месяц, или через год что тогда? И от этих мыслей конечно становиться тоскливо на душе, но не стоит падать духом.
Сейчас самое главное не гнаться за той прибылью, что была раньше, забудь те о тех ценах за квадратный метр, что были ещё две недели назад, можно конечно проявлять принципиальность, и скрипя зубами стоять на своём, но это если вы готовы, и дальше нести убытки. Сейчас, самое время стать гибче, даже получая минимум, лучше быть в небольшом плюсе , пусть и не в самом жирном, но зато не в финансовой яме. Как вариант можно пересмотреть концепцию Вашего объекта, и предложить эти площади тем, кто сейчас продолжает развитие - национальные продуктовые и аптечные торговые сети, доставка еды, лекарств, интернет магазины (пункты выдачи).
Да, их не так много, и зачастую они уже вполне возможно стоят где то рядом, но вполне возможно их там не устраивает арендная плата, или подошёл к концу договор аренды, и они думают съезжать им или нет, или ваша локация лучше (первая линия, жилищный массив, стоянка, хорошие подъездные пути на разгрузку, свежий ремонт, чаще проходит уборка и т.д.), поэтому если Вы грамотно проявите активность, или наймёте профессионалов из агентств по недвижимости (важно только, чтобы их знания соответствовали), то вполне возможно сможете получить твёрдую почву под ногами, и может даже увеличить доход!
Для таких Арендаторов в качестве плюсов можно например предложить график работы круглосуточно (даже если раньше вы так не работали), это позволит им зарабатывать больше, да и Вам как Арендодателю рассчитывать на лучшие условия по аренде.
Предложите чаще убирать помещения, обрабатывать от вируса общие помещения, входную группу. Разработайте совместно с Арендатором ряд мероприятий для безопасного посещения. Например: Разместите баннер или табличку,что вы каждый час обрабатываете помещения от вирусов. Выдавайте при необходимости бесплатно бахилы и перчатки, все подобные мероприятия покажут вашу заботу о здоровье посетителей, и таким образом на фоне других вы будет выглядеть намного привлекательнее. Если у Вас Арендаторы просят снизить аренду, или сделать перерасчёт, мой совет идите на встречу, сейчас не время диктовать условия, главное удержать Арендаторов, тем более, что доля Арендаторов на рынке коммерческой недвижимости всегда ниже в разы чем Арендодателей, цифры порядка 30 %- доля Арендаторов и 70%- доля Арендодателей. Тем более, что пойдя сейчас на встречу, Вам ничего не помешает после карантина повысить аренду (только постепенно), и вернуть свою упущенную прибыль.
Конечно коммерческие помещения бывают разными, это торговые центры, магазины, павильоны, рынки, офисы, и складские помещения, и производственные базы. И конечно из за специфики, везде нужен свой особый подход. Если Вы задумались продавать коммерческую недвижимость, мой совет не спешите, сейчас рынок не предсказуем, подождите хотя бы месяц. И помните, под лежачий камень, вода не течёт ...