Для обычного водителя такое понятие, как "Двойной выжим сцепления" при переключении механической КПП - это что-то неизвестное. Несмотря на это, знать о таком методе переключения будет полезно всем водителям. Начинать ознакомление с этим вопросом стоит начать с истории автомобилестроения. На старых автомобилях в коробке переключения передач вообще отсутствовали какие либо синхронизаторы.
Синхронизаторы это такие устройства, которые уравнивают окружную скорость и не дают заблокироваться шестерне, пока скорости шестерни первичного вала и вторичного не сравняются. Чтобы предотвратить поломки КПП и продлить срок ее службы использовался так называемый двойной выжим сцепления (при переключениях вверх), и перегазовка (при переключении вниз). Говоря иначе, без таких манипуляций переключать передачи без синхронизаторов было практически невозможно, появлялся скрежет.
Рассмотрим подробнее эти способы переключения. Итак, двойной выжим, применяется при переключении передач с нижних на верхние. Для примера возьмем переключение с первой передачи на вторую.
Изучим подробнее эти способы переключения. Двойной выжим сцепления применяется при переключении передач с нижних на верхние. Чтобы было понятнее, рассмотрим переключение с первой передачи на вторую.
Методика двойного выжима сцепления:
- разгоняем на первой передаче (до 3000 об./мин);
- нажимаем педаль сцепления и отпускание педаль газа;
- включаем «нейтраль»;
- полностью отпускаем сцепление;
- делаем небольшую паузу, во время которой и происходит синхронизация (обороты двигателя упадут примерно до 2000) т.е. если бы выехали на второй передаче;
- снова выжимаем педаль сцепления;
- включаем передачу (в данном примере – вторую);
- отпускаем педаль сцепления;
- увеличиваем обороты двигателя, нажимая педаль газа.
По такому же алгоритму переключаются со второй скорости на третью и т.д.
Перегазовка:
Теперь о перегазовке. Ее используют при переключении с верхних передач на нижние. Для примера рассмотрим переключение со второй передачи на первую.
- отпускаем педаль газа, и тормозим двигателем на второй передаче. При необходимости притормаживаем, нажимая педаль тормоза;
- выжимаем педаль сцепления и полностью отпускаем педаль газа;
- включаем «нейтраль»;
- полностью отпускаем педаль сцепления;
- немного добавляем оборотов двигателю, нажимая на педаль газа, в этот момент происходит синхронизация (поднимаются обороты двигателя, если бы вы ехали на первой передаче);
- полностью выжимаем педаль сцепления;
- включаем первую передачу;
- отпускаем педаль сцепления;
- двигаемся на первой передаче.
Главным моментом здесь является соблюдение паузы или перегазовки, при включении нейтральной передачи. Самым сложным является выбор правильной продолжительности паузы и правильной перегазовки, но с опытом все оказывается намного проще, чем казалось в начале. Со временем все будет происходить интуитивно.
Да, современные КПП, оснащены синхронизаторами (которые как раз и призваны избавить водителя от "двойных выжимов"), не требуют применения таких сложных действий, но тем не менее, если вы ими овладеете, то сможете заметно продлить жизнь коробки передач. В любом случае такой навык не будет лишним. Стоит отметить, что перегазовка вниз помогает снизить нагрузку на синхронизаторы (следовательно продлить жизнь КПП), а так же если машина не тянет в горку, поможет без потерь тяги переключиться на пониженную, тем самым увеличив крутящий момент.