Сейчас, когда я пишу этот материал, в Хакасии официально зарегистрированы три зараженных коронавирусом человека. Когда вы купите эту газету и будете читать эти строки, таковых в Хакасии может быть уже и больше. Мы уже знаем, как «работает» новая зараза. И на примере Москвы видим, как быстро она заходит на новые территории.
Излишняя девичья чувствительность?
За неделю до того, как в Москве, по сути, был введен карантин (хотя официальные власти не любят употреблять это слово), одна моя знакомая написала в соцсетях: «Надо сидеть по домам. Я серьезно. Все серьезнее, чем хотелось бы думать. Я почитала итальянские газеты. И знакомых поспрашивала. Там все начиналось примерно как у нас. Никто не верил».
Подруга на самом деле знает, о чем говорит. Италия — одна из любимейших ее стран. Бывала она в ней неоднократно, к счастью, последний раз — летом прошлого года. На итальянском говорит бегло, читает их прессу в оригинале. Есть у нее там и знакомые. Поэтому к ее предупреждению я отнесся серьезно.
Впрочем, предостережений и без этого уже хватало.
«Догадываюсь об этом», — ответил я подруге.
«А что тут догадываться, — парировала она. — Больницы и так на пределе работали всегда. Без коронавируса. Врачей журналисты типа (здесь она упомянула одно из информагентств) затравили. Никто работать не хочет. Персонала, если что, тоже не хватит. Впервые в жизни реально боюсь за родных и себя. Масок нет даже в больницах. Даже мессы отменяют решением папы. В Италии люди сидят по домам и получают вести о том, что умерли близкие. Их кремируют, как во время чумы. Прощаться нельзя».
Можно, конечно, списать эти эмоции на излишне чувствительную девичью натуру. Но…
Фильм-катастрофа наяву
Переписка с подругой заставила меня залезть во всемирную паутину в поисках информации о том, что на самом деле происходит там, где вирус уже не просто гость, но хозяин. И тут же в одной из соцсетей натыкаюсь на пост Полины Головушкиной, которая ведет в Италии свой бизнес. Вот несколько выдержек из него: «Дорогие мои! Вы даже понятия не имеете, что вас ждет через несколько недель! И как за такое короткое время меняется твоя жизнь, превращаясь в фильм-катастрофу наяву.
Если вы до сих пор тусуетесь, ходите в гости, на работу, водите своих детей в сады и школы, просто знайте: 2 недели назад у нас было то же самое. Я тоже смеялась и пыталась спасти свой бизнес, который, как вы знаете, зависит от туристических притоков. Сейчас это уже не актуально. Сейчас для нас актуально только одно — выжить.
Долго не хотела пугать, но, возможно, мое описание актуальной ситуации что-то изменит в головах моих русских (и не только) друзей и даже спасет чью-то жизнь.
Итак, наша реальность на сегодняшний день.
Закрыто все, кроме продовольственных магазинов и аптек. Мы выходим из дома раз в неделю за продуктами, в масках и перчатках. Нужно иметь с собой разрешение на выход, магазин только рядом с домом в радиусе до 1 км. Могут отследить по GPS (номер твоего телефона указан в разрешении). Иначе — штраф 206 евро и уголовная ответственность. Постов много, проверяют всех подряд, и на машине, и пешком. Если у вас под домом 1 маленький магазинчик, и к тому же дорогой, а вы ходите в тот, где привыкли закупаться, никого не интересует.
Все, что только можно, перестраивается под больницы, как во время войны. Сегодня под больницу открыли круизный лайнер в Генуе.
Больных принимают только тех, кто между жизнью и смертью, при этом тем, кто безнадежны, позволяют просто умереть. Если привозят двоих, 30-летнего и 50-летнего, спасут 30-летнего, т. к. часто респираторных аппаратов нет. Больные лежат повсюду — в коридорах, проходах. Сами врачи работают без смен, просто до тех пор, пока стоят на ногах.
Если вашего родственника увезли с «короной» и он не смог выздороветь, то вы его больше никогда не увидите. С телом не дают прощаться, а увозят напрямую в крематорий.
Умирают отнюдь не только старики, но и 30-летние, и 40-летние. Умирают очень быстро, за несколько дней с момента, как вы поймете, что у вас «корона». И даже могучие, сильные, как быки, мужики с сильным иммунитетом. И даже дети. Да, их в процентном отношении меньше, но какое вам дело до цифр, если умрет ваш ребенок?
Никогда не слышала, как звонит колокол по мертвым. Сейчас слышу постоянно. И этот звук въедается в уши, хочется сжаться и спрятаться в самый дальний угол квартиры.
Если вы до сих пор думаете, что вас это не касается — где Италия, а где вы, вот вам история, как все спокойно у нас начиналось:
— 30 января. В Риме была обнаружена и изолирована пара из Китая, зараженная вирусом. Отменяется авиасвязь с Китаем. Все спокойны. В жизни ничего не меняется.
— 23 февраля. Обнаружено около 100 зараженных. Очаги — маленькие города на севере Италии, где установлен карантин. Вся остальная Италия гуляет. Все открыто.
— 4 марта. Наконец-то закрывают школы и университеты. (Ничего не напоминает?) Все дети и студенты высыпают на улицу, благо погода способствует.
— 8 марта. Почти 6 000 зараженных. Тесты делают всем подряд, потом меняют тактику, т. к. цифры слишком пугающие, и принимают метод большинства стран Европы: только с симптомами. Забегая вперед, скажу: сейчас тесты делают только тем, у кого риск смерти.
Всю Ломбардию посадили на карантин. Закрыли музеи, кино, театры, спортивные и торговые центры. Бары и рестораны открыты до 18.00 с необходимостью соблюдения дистанции.
В Риме продолжают гулять. Без масок, естественно. Работающие на севере южане рванулись к родичам на юг, перевозя за собой зачастую вирус, не зная того.
— 11 марта. Вся Италия становится красной зоной. Почти 13 000 зараженных. Закрывают все, кроме продовольственных магазинов, аптек и фабрик. Объявляется пандемия. Еще можно заниматься поодиночке спортом на улице, ездить по магазинам, но с бумажкой о разрешении. Уже страшновато, но не очень. Шутим и постим приколы в «Вотсап».
— 23 марта. Зараженных около 60 000, из них около 6 000 умерших. Закрываются все фабрики и заводы. Выходить в магазин можно по одному максимум раз в 3 дня в радиусе до 1 км от дома. Выходить за пределы своей коммуны строго запрещено. Спорт вне дома запрещен. Передвигаться можно только за едой и если умираешь (несрочные визиты к врачу запрещены). Патрули штрафуют всех поголовно за нарушения. Штраф + уголовная ответственность.
Премьер-министр Италии объявляет в стране кризис уровня Второй мировой войны. Это и правда похоже на войну. В каждой семье есть кто-то, кого ты знаешь, кто либо умер, либо борется за жизнь. Уже не до шуток.
Все это произошло за 1 месяц.
Я не призываю паниковать, но умоляю вас: свои привычки нужно изменить сейчас, т. к. через пару недель будет поздно. Не выходите из дома, не принимайте гостей, родственников, не ходите на работу, в школу, в университет. Носите маски, мойте руки. Дорожите своими близкими. Выходите из дома редко и по крайней необходимости. Тренажеры, книги, фильмы вам в помощь.
Это, наверное, пока все.
С любовью.
Ваша Полина»
Началось?
Текущая неделя в стране — выходная. И сначала было весело, почти так же, как итальянцам. Тысячи людей в Москве, которая в нашей стране стала центром распространения эпидемии, рванули на карантин. В итоге в столице ввели самоизоляцию на уровне полноценного карантина. Но, кажется, уже что-то пошло не так. Вот что накануне опубликовала на своей странице в FB Лена Упорова — ее как отличного журналиста знают многие в Абакане.
«Мой первый раз. Первый раз в жизни я послала публично на всю улицу банду алколюдей весьма хорошо одетых, но, очевидно, уже третий день не дома. Он, он и она (три, а потом уже пять, довольно модно одетых хоббитов) громили витрины и приставали к людям. Самый аристократичный при мне стырил бутылку водки из супермаркета и пошел дальше пугать людей. Второй мой первый раз — я сдала их патрулю, на удивление весьма приятным ребятам: они просто сделали этим безумцам внушение и проверили отсутствующие документы. Очень хорошо».
Неужели, это и есть та самая новая реальность, которая ждет нас в недалеком будущем? Банды, которые думают, что в условиях эпидемии им все позволено.
Как написала потом в комментариях Елена, эти «алколюди» «срывали шарики, плакаты, баннеры, пинали витрины и малые архитектурные формы, одну сломали».
«Началось?» — спросил ее подписчик Константин.
«Думаю, нет, — ответила Лена. — Просто группа психопатов. Я думаю, что они поиграли в “ходячих мертвецов”».
Может быть, все-таки не просто так российские статистики зафиксировали на минувшей неделе резкий рост продаж бейсбольных бит и патронов?
А вот еще немного московской хроники. Это пишет Евгений Ильин, бывший актер нашего театра «Сказка», а теперь — Московского театра кукол. Его театр, как и все остальные, отныне закрыт, и, похоже, на совсем неопределенный период.
«У нас маски продают в табачных магазинах. 1 штука 50 рублей! Мы закрыты, и это надолго... Сейчас многие люди и этого не видят, но я сегодня получил зарплату 14 тысяч рублей! Живем! Маргинальных на улице хватает… Ну или нормальные просто дома сидят».
И это — Москва.
И это, возможно, твое будущее, Абакан. К нему надо быть готовым, даже если оно не наступит никогда.
Дневник инфицированной
О том, что уровень недоверия и озлобления людей тем больше, чем дольше длятся ограничительные меры, говорят те же итальянцы, которые сполна уже хлебнули карантина.
«Некоторые очень сильно стали злиться на людей на улице. То есть, прямо есть такая ненависть», — признается итальянка Алессандра Папини в интервью изданию Daily Storm. На днях она прилетела в родной Рапалло, где не была всю зиму, и описала, как изменился за это время ее город и люди, живущие в нем.
Моменты, которые заставляют задуматься, есть уже и у нас. А именно — реакция общества в отношении тех, кто сейчас возвращается из турпоездок или даже просто из Москвы. Но, кажется, особенно не повезло заразившимся коронавирусом. Имя одной из заболевших, благодаря ее активности в соцсетях, стало известно публике. В результате, много «приятного» услышала она в свой адрес.
Эта девушка работает в фешн-индустрии. В свое время уехала из родного Саяногорска в Европу. Но когда там случился этот кризис, вернулась домой. Из Москвы в Абакан летела в одном самолете с главой республики. Позже, уже в Саяногорске, у нее был выявлен коронавирус. В результате Валентин Коновалов, как и другие пассажиры этого рейса, вынужден был уйти на карантин.
Дабы избежать пересудов, София, так зовут эту девушку, выложила историю своей болезни в Инстаграм, расписав ее по дням. Вот она.
«Карантин. День 1-й.
20 марта. Самоизоляция по возвращении из-за границы. Одна в квартире. Самочувствие хорошее. Температура 36,6. Позвонила в больницу. Сообщила о прилете. Приехал врач. Осмотрел. Порекомендовал пить эргоферон, ромашку для профилактики.
День 2-й. 21 марта.
Самочувствие в норме. Температура 36,6. Родители привезли продуктов. Оставили под дверью. Прямого контакта не было.
День 3-й. 22 марта.
Самочувствие стабильно. Температура 36,6.
День 4-й. 23 марта.
Днем температура 36,9. Звонила врачам, чтобы приехали, сделали тест. Обещали перезвонить. Никто в итоге не перезвонил, не приехал. В 00:00 поднялась температура до 37,2. Решила дождаться утра.
День 5-й. 24 марта.
Утром температура 37,2. Позвонила врачам. Приехала врач, осмотрела, выписала направление. Через полчаса приехала скорая, увезли в инфекционную больницу Саяногорска. Взяли мазки, сделали ЭКГ. Осмотрел врач. Дали фурацилин для полоскания горла и раствор для промывания носа. Температура вечером 36,9.
День 6-й.
Самочувствие хорошее. Взяли на анализ кровь, мочу. Температура утром и вечером в норме 36,7.
День 7-й.
26 марта. Температура в норме. Врач сообщает, что результат анализа отрицательный. Папа привез продуктов. Прямого контакта не было. Вечерняя температура в норме.
День 8-й. 27 марта.
Самочувствие хорошее. Температура в норме. Врач сообщил, что результат анализов стал сомнительным. Позвонили из Роспотребнадзора, подробно спросили всю информацию о моем перемещении с 20 марта. Еще чуть позже тот же Роспотребнадзор перезвонил и сообщил, что результат отрицательный. Начала узнавать, что стал распространяться ложны слух о положительном результате.
День 9-й. 28 марта.
Температура в норме. Взяли повторные мазки, кровь. Просила врачей показать мне результаты первого теста. Сказали, что это можно будет увидеть только после выписки.
День 10-й. 29 марта.
Температура в норме. Состояние хорошее. Врач сообщает, что у меня был положительный первый тест. А также что другой врач, который осматривал меня в день, когда я поступила в больницу, ушел на самоизоляцию, и весь медперсонал, кто контактировал со мной, сдавали анализы. Плюс на мои вопросы «Почему меня тогда не лечат?» и «Почему меня сразу никто не поставил в известность?» я получила ответы «При легкой форме ничего не дают» и «А зачем (ставить в известность)?»
День 11. 30 марта.
Температура в обед 37,2, но чувствую себя абсолютно хорошо. Врач сообщает, что результат тестов положительный. Выдают капсулы арбидола. А через два часа увозят в инфекционную больницу в Абакан. Медсестра сразу делает забор мазков и крови для анализа. Назначают капли гриппферон для носа. Позже делают флюорографию. Приносят фурацилин для полоскания рта».
На этом дневниковые записи Софии пока прекращаются. Но из них вы можете узнать, насколько на самом деле коварна эта болезнь. И как быстро и совсем даже невольно один человек может заразить десятки, если не сотни других людей.
Я очень не люблю фразу «Берегите себя». И, пожалуй, даже сегодня не буду ее употреблять. Скажу другую — берегите других! На самих себя нам очень часто наплевать, но, может быть, ради самого близкого своего человека вы это все-таки сделаете?
Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников