Настали суровые времена? А значит время рубить гнилые канаты и сжигать ветхие мосты.
Забудьте формулировку «пережить кризис», это не поездка к родственникам на шашлыки, мы должны выйти сильнее, опытнее и мудрее, чем были. Размышляем вместе.
Счастье в бизнесе — это просто и нудно. Просто — потому что шаги к нему очевидны, а нудно — потому что нужна дисциплина. Нет, это ещё не план. Это лишь фундамент, который мало кому по силам.
Итак, ТОП-10 неотложных задач:
1. Расходы. Вам точно нужно меньше.
Мы уже неплохо так сбросили после повышения НДС и в целом раскачивания на экономических волнах.
Сейчас время, когда нужно отбросить все лишнее и резать «косты» (расходы). Это и дорогие подписки на журналы и площадки, куда вы в лучшем случае заглядываете раз в месяц, глянцевая раздатка для клиентов, дорогая бумага и канцелярия.
Резать! Семь раз отрежь, а потом отрежь восьмой. И по краям. Да, где-то загрустит один сотрудник. Но потеря работы… Ну, вы поняли.
2. Сокращения. Просчитать, кого будете сокращать, если выручка будет сильно падать.
Да, все мы об этом думаем. Однако план в голове и в момент реализации — это две разные вещи. Небрежное «мы справимся без …» может обернуться вам боком. Поэтому:
а) Нужно четко разобраться в функционале каждого человека, его ценности и пользе для компании.
б) Выстроить на бумаге план сокращений (кого и когда сокращаем, кому переходят его функции, что для этого нужно).
в) Удостовериться, что все трудовые документы с претендентом на вылет в норме.
Предварительный холодный расчет и подготовка помогут разойтись с сотрудником с минимальными рисками для компании. А ведь могут быть обиды, суды с работодателем и прочее. Надеемся, что до этого не дойдет, но точно стоит продумать и этот сценарий.
3. Команда. Побеседуйте, настройте на нужный лад.
Самое ужасное — это неизвестность. И все вытекающие.
Многие кэпы (от англ. captain - капитан) сейчас ведут вперёд свои отряды. Кто успел обмякнуть перед кризисом, резко собрался. Но это не всё. Нужно прямо и по-человечески объяснить точку, где мы сейчас, и точку, к которой мы двигаемся. Объяснить риски и прогнозы. Что каждый должен быть вовлечен и от него зависит общий успех. Ленивые останутся за бортом.
Не вокруг да около. Прямо и по делу.
4. Аренда. Готовимся заранее.
Точно стоит найти договор аренды и его внимательно прочитать. Особенно раздел с расторжением и ответственностью. Дальше пойти прямиком к арендодателю и обсудить с ним ситуацию и как она на вас влияет. Прямо сказать, что нуждаетесь в арендных каникулах или хотя бы скидке. Не получается встретиться и обсудить с ним это лично, тогда пишите письма. Скорее всего, получится не с первой попытки. Просто не платить – плохой вариант. Может обернуться залогом вашего имущества, судами и кучей денег на юристов.
5. Придумать бюджетный вариант предложения.
Кэш становится все более ценным, и люди уже не готовы с ним легко расставаться. Помните, все режут расходы. Именно поэтому стоит давать скидки, более бюджетно «упаковать» ваши товары и услуги. Будьте гибки в ценообразовании с клиентами. Сейчас они это точно оценят.
6. Выбить долги.
Когда солнце, мы все лежим пластом. А сейчас моросит, надо встать. А будет ураган! Так что хватит тянуть резину и давать очередную отсрочку своим контрагентом. Чем быстрее придете в суд, тем быстрее получите свои деньги.
7. Нет коммерческому кредиту.
Перестаньте давать товар или деньги с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит уже не в моде.
8. Бюджет.
Лучше заранее прикинуть, сколько вам надо клиентов и кэша, чтобы не уйти в минус. Иначе может случиться так, что кэша не хватает уже сейчас, а платить за аренду и сотрудникам надо. Не самая приятная ситуация. Имеет значение время и холодный расчет.
9. Фокус. Конец конца близко, что думаете?
Лучше заранее подумать над алгоритмом, как будет жить компания в условиях тарифа «0 клиентов». Начнете думать и сразу станут явными точки уязвимости. Четкий план снижает панику и разбивает розовые очки. Ага, такая психологическая несостыковка.
Здесь и отказ от офиса, сокращение сотрудников, делегирование части функционала фрилансерам. Больно, но зато честно.
10. Развитие. Число заказов падает. Ваша реакция?
Можно сидеть сложа руки, скептически обозревая всю эту суету, или же участвовать в ней, соблюдая закупочные и контрацептивные ритуалы, навязанные СМИ…
Позвольте поздравить с бездарной тратой времени!
Это была ирония, а сейчас совет. Вам выпала отличная возможность посвятить время тому, на что в ежедневной рутине не хватало времени и других ресурсов, но что обязательно послужит подзарядкой для вашей компании и даст результат, когда жизнь вернётся в своё русло. Так что, составьте алгоритм необходимых действий. Уже сейчас.
Источник: https://vitvet.com/articles/biznes_v_krizis/
Наш Фейсбук: https://www.facebook.com/VitVet/
Мы в "ВКонтакте": https://vk.com/vitvetgroup
Рекомендуем к просмотру видео на тему юридических последствий коронавируса для договоров предпринимателей: