Найти тему
Global Venture Alliance

Иди в акселератор. Где «прокачать» свой бизнес и что для этого нужно

Оглавление

Оригинальная статья вышла на сайте Секрет Фирмы.

Photo by Danielle MacInnes
Photo by Danielle MacInnes

Есть несколько методов «прокачки» стартапа. Один из них —акселератор. Рассказываем, что это за зверь, чем он может быть полезен и что нужно, чтобы в него попасть.

Что такое акселератор

Акселератор — это короткая и интенсивная образовательная программа по ускоренному развитию стартапа. С бизнесменами занимаются коучи-трекеры, менторы и различные отраслевые эксперты.

Акселераторы завершаются так называемым Demo-day. В этот день финалисты акселератора выступают перед инвесторами, партнёрами программы и корпоративными заказчиками. Участники демонстрируют свои технологии и пилотные проекты, а также показывают, что они успели сделать, создать или улучшить.

Каким стартапам нужны акселераторы?

Акселераторы в первую очередь нужны стартапам и высокотехнологичным компаниям, которые хотят ускорить своё развитие, а также получить дополнительную экспертизу.

На российском рынке присутствуют два типа акселераторов

1). Акселераторы первой волны — акселератор 1.0, который подходит стартапам начальной стадии.

Эта программа заточена на:

  • результат и развитие компетенций самого стартапа;
  • усиление предпринимательских навыков основателя;
  • улучшение метрик и показателей;
  • выведение проекта на новые этапы развития.

2). Второй вид — корпоративные акселерационные программы. Сейчас в России они наиболее распространены. В них участвуют более зрелые стартапы на уровне масштабирования, с уже существующей и работающей собственной технологией. Но стартапы при этом адаптируют свои решения под конкретного корпоративного заказчика и предлагают ему запустить совместный пилот в надежде на крупный контракт, инвестиции или даже покупку технологии.

Критерии отбора для входа в акселератор

Критерии отбора каждый акселератор, как правило, самостоятельно составляет и размещает на своём сайте. К базовым критериям всех программ можно отнести:

  • зрелость самой технологии;
  • наличие/отсутствие продаж;
  • наличие/отсутствие инвестиций;
  • размер команды, её состав и компетенции;
  • годовая выручка компании-стартапа;
  • география проекта;
  • описание задач, которые решает технология или продукт / case studies (примеры реализованных проектов);
  • бизнес и технологическая привлекательность проекта для партнёров.
Фото: СС0
Фото: СС0

Чем поможет участие в акселераторе?

Экспертиза

В первую очередь и, наверное, самое главное, что может дать акселератор стартапу, — это экспертиза. Это знания и опыт большого специалистов и экспертов индустрии. В наших акселерационных программах более 50 разных экспертов так или иначе соприкасаются со стартапами за период акселерации.

Ресурсы

➔ коворкинг или площадка, где стартап может пребывать в период прокачки;

➔ небольшие стартовые инвестиции;

➔ консультационные услуги юристов, бухгалтеров, финансистов, которые могут оказать компетентную помощь стартапам внутри программы;

➔ выходы на новые клиентские сегменты, на новых покупателей и инвесторов и, как следствие, получение крупных грантов и инвестиций;

➔ толчок для развития — акселератор как бы заставляет стартап активнее работать над своим продуктом, тестировать идеи и общаться с потенциальными клиентами.

Пилотирование проектов и масштабирование бизнеса

Корпоративные акселераторы зачастую фокусируются на пилотировании проектов вместе со стартапами, так как главная цель для корпорации — поиск и внедрение новых инновационных технологий. Стартапу же в первую очередь необходимо развивать свой собственный бизнес. Поэтому при рассмотрении предложений от корпоративных заказчиков вам нужно хорошо просчитать базовые расходы при реализации и масштабировании проекта.

Вы должны представлять себе реальную стоимость и ценность своей технологии как для конкретного заказчика, так и в обычных рыночных реалиях. После того как вы проанализируете свой стартап, уверенно ведите переговоры с корпорацией на равных. Отмечайте пользу и выгоду своего продукта, а не выпрашивайте инвестиции.

Если жизнь — это борьба за выживание, то стартап — это постоянная битва.

Как выбрать акселератор

При выборе акселерационной программы обратите внимание на специализацию, пул экспертов, географию и рынок, на котором специализируется акселератор.

Также рекомендую посмотреть на уровень компаний, которые проходили программу ранее и пообщаться с выпускниками. По их рассказам вы сможете понять, насколько ценности того или иного акселератора совпадают с вашими. В противном случае, попав в программу, которая вам не подходит, вы просто потеряете время.

Итак, чтобы принять участие в акселераторе, вам нужно сделать следующее:

  • изучить актуальные акселерационные программы и их условия;
  • поговорить с выпускниками акселерационных программ и выбрать акселератор, подходящий именно вам;
  • проанализировать свой стартап, описать задачи, которые ваш продукт способен решить и не забудьте включить в заявку примеры реализованных проектов;
  • оставить заявку на участие на сайте акселератора;
  • после прохождения online-отбора заявок вас пригласят в преакселерационную программу. Покажите свои знания и умения, учитесь новому и масштабируйте свой бизнес!