За перекрестком проспекта Стачек с проспектом Маршала Жукова (т.н. «Привал»), Стрельнинская линия вырывается на оперативный простор. Трамваи заметно разгоняются, а «Витязи» так и вовсе словно на спор норовят достичь проектной скорости – 75 км/ч.
В мелькающем пейзаже за окном вряд ли вы заметите, как перелетаете через небольшие мосты, а ведь это в большинстве своем «мосты Оранэлы». То есть искусственные сооружения, которые были предусмотрены первоначальным проектом Ораниенбаумской электрической железной дороги. Те, что не подверглись перестройке, и сегодня по прошествии века продолжают нас впечатлять добротностью. Другим не повезло – они стали жертвой войны. Увы, мосты возводят и взрывают в первую очередь…
Особенность Стрельнинской линии в том, что она идет вдоль берега Финского залива и поперек обильного водостока, пересекая с десяток довольно значительных рек и ручьев. Неудивительно, что по проекту Ораниенбаумской электрической железной дороги предусматривалось более 50 искусственных сооружений.
Итак, что можно еще увидеть.
ИС-5 («Искусственное сооружение №5», здесь и далее номер в соответствии с проектом ОЭЖД, тот, что на схеме в кружочке) Остановка «пр. Стачек, 111» у Александрино. Почти полностью закопанный мост через несуществующий уже водоотводный канал, в который по всей видимости уходила вода из реки Новая. Ширина и характерные «арочные» скругления проема выдают в нем «мост Оранэлы». Судя по всему мост восстанавливали после войны. (Фото Дмитрия Ратникова).
ИС-9. Этот мост можно разглядеть только со стороны дублера Петергофского шоссе. Раньше было видно и со стороны Петергофского шоссе, но после реконструкции 2016-1017 гг. насыпь нарастили и мост скрылся. Верхняя часть моста не «родная» арочная, а балочная. Стало быть мост перестроили, скорее всего после войны. Что не удивительно, именно здесь проходила линия фронта.
ИС-11. У Южно-Приморского парка стоят опоры разрушенного моста. В двух путеводителях написано, что это старый трамвайный мост, как раз Оранэлы. Что вряд ли. Он очень узкий, только под одну колею. А все мосты Оранэлы имеют ширину 6,5 – 7 м под двухколейную дорогу.
Тем более, что это мост через довольно крупную речку Ивановку! Здесь было ее старое русло, но после строительства Дудергофского канала воды Ивановки, Дудергофки и Новой собрали воедино и централизованно спустили в Финский залив. И настоящий мост Оранэлы как раз тот, что под трамвайными путями и, похоже, он родной! По крайней мере узнаваемые арочные скругления присутствуют. Кстати, они нужны не для красоты, а для равномерного распределения нагрузки в самом напряженном месте моста.
PS. Впрочем загадкой остается, зачем нужен был еще один мост.
ИС-13. Мост через реку Сосновку у самого края «Балтийской жемчужины».
Ну тут уж мост Оранэлы во всей первозданной красе! И если заглянуть под мост (обережно (укр.)!), то можно увидеть его «мышцы» - усиливающие ребра. Вот уж воистину функциональность красоты.
ИС-15. Перед началом Сергиевского подъема и переходом трамвайной линии с правой стороны обочины на левую еще один мост, с мини-Ниагарой. Тут рассматривать его надо еще осторожнее, но заглянув, можно увидеть трубу, выходящую в парк на другой стороне шоссе. Но здесь балочное перекрытие, по всей видимости мост перестраивался…
ИС-41. По неведомой логике все сохранившиеся сооружения имеют нечетные номера…. Ради того, чтобы увидеть этот мост, надо пройти очень аккуратно вдоль трамвайных путей, которые здесь идут вдали от шоссе. Между проспектом Буденного и Красносельским шоссе через ручей (не реку!) Стрелка, переброшен мост, который остался и исправно служит с момента сооружения Оранэлы. Все те же арочные скругления и усиливающие ребра!
В заключение — фрагмент проекта Ораниенбаумской электрической железной дороги.
… и спутниковая карта Яндекса с пометками.
Возможно, обнаружатся еще следы Оранэлы, о чем непременно расскажем.
О единственном сохранившемся мосте Оранэлы от Нарвских ворот до Привала читайте в материале про 2-й Красненький мост.