Пожалуй, одно из наиболее часто встречающихся определений, которые применяют сотрудники, описывая хорошего ("идеального") руководителя - справедливый.
Интересно, но когда я уточняю понятие "справедливый", чаще всего это не про то, что руководитель ко всем относится одинаково, как можно предположить, а про то, что он...
говорит правду и соблюдает обещания! :)
Если же мы погружаемся еще глубже, то выясняются интересные детали. Оказывается, под соблюдением обещаний сотрудники подразумевают не только и даже не столько отдельные персональные обещания (хотя и их тоже!) типа "обещал отпустить на утренник к ребенку - отпустил", а вполне общие системные вещи.
Например:
Сначала он говорил, что проект важный, мы вложили все силы, а он его под сукно положил и даже не смотрит! Соврал!
Обещал, что если план перевыполним - пойдет к руководству про премию говорить - не пошел. Несправедливо!
Я говорю - проверь, пожалуйста, как я сделал, - а он отвечает "потом, потом". Чувствую себя обманутым...
Говорил - сядем, поговорим о твоих ошибках, а всё времени нет. Опять обманул.
То есть, если присмотреться ко всем этим комментариям, мы увидим одну простую закономерность: если руководитель последовательно реализует все основные управленческие функции, то большинство подчиненных будут воспринимать его как справедливого и соблюдающего обещания.
Если конкретнее:
Когда руководитель ставит задачу - он автоматически обещает её проверить, проконтролировать. Если контроля нет - у сотрудника возникает ощущение обмана (говорил, что задача важная, но раз она важная - её проконтролируют, раз не контролируют - она не важна!) или несправедливости (я старался-старался, а он даже не посмотрел).
Когда руководитель контролирует - он автоматически обещает дать обратную связь. Если обратной связи нет - у сотрудника возникает напряжение, опасение, раздражение и снова ощущение, что руководитель его обманывает (он же всё посмотрел, так как мне узнать, что я делаю так, а что не так?!).
Когда руководитель видит достижения или нарушения - он автоматически обещает поощрить или наказать сотрудника. И если поощрения/наказания не происходит, возникает ощущение слабости руководителя (хотя в части случаев такое нарушение обещания на руку сотруднику, справедливым такого руководителя точно не назовут) и своей безнаказанности .
Когда руководитель объявляет конкурс инициатив - он автоматически обещает рассмотреть и оценить инициативы, выбрать лучшую и как минимум попытаться её реализовать.
Когда руководитель собирает совещание/встречу на конкретное время - он автоматически обещает прийти вовремя.
И т.п.
Поэтому чтобы быть базово справедливым руководителем, которому верят сотрудники, достаточно ежедневно выполнять основные управленческие функции: обозначать цели - ставить задачи - контролировать - давать обратную связь - поощрять/наказывать. Ну и разговаривать с сотрудником конечно :)
А по поводу отдельных обещаний (которые порой забываются и/или кажутся неважными руководителю): научитесь не давать их поспешно!
Особенно когда сотрудник ловит вас на бегу, в коридоре, курилке, между двумя совещаниями, вечером по домашнему телефону и в любой другой обстановке, не располагающей к раздумьям.
Наработайте привычку выслушать сотрудника, взять время и обдумать его вопрос/просьбу. Только потом не забудьте ответить)))