Пожалуй, ни одна победа в истории русского парусного флота (да, наверное, и в истории флота в целом) не имеет большей противоречивости, чем победа в Выборгском морском сражении 1790 года. С одной стороны, победа является очевидной, причем русский флот с минимальными потерями добился максимального результата в столкновении с флотом, существенно более сильным, чем турецкий.
С другой стороны - налицо не менее очевидный шквал критики в адрес командующего русским флотом адмирала В.Я.Чичагова, получившего такой "разбор полетов", какой не получали даже многие флагманы, терпевшие неудачи.
Доходит до следующих оценок. "Адмирал В.Я. Чичагов, - пишет, например, Г.А. Гребенщекова, - сделал все возможное для того, чтобы открыть шведам во главе с королем Густавом III свободный коридор из-под Выборга и спасти их от полного разгрома и уничтожения".
"Адмирал Чичагов, - восклицает уже С.П. Махов, - был награжден орденом Святого Георгия I класса, хотя в английском или голландском флоте его за такое командование ждали бы трибунал и виселица".
Суммируя накопленный источниковедческий и историкографический материал, попробуем максимально беспристрастно разобраться с произошедшими 22 июня 1790 года в Выборгском заливе событиями, а равно и с причинами сложившейся ситуации.
Обстоятельства и ход сражения. Не сумев нанести поражение Кронштадской эскадре в Красногорском сражении 23 - 24 мая 1790 года и узнав 24 числа о появлении с запада Ревельской эскадры В.Я. Чичагова, герцог К. Зюдерманландский, дабы избежать охвата с двух сторон, принял решение об отходе в Выборгский залив, где к тому же находился гребной флот Густава III.
Русские эскадры активной погони не вели, но к блокаде Выборгского залива приступили сразу же. "Первоначально, - пишет Н.В. Скрицкий, - русские корабли расположились вне линии мелей и островов, прикрывающих Выборгскую бухту; шведский флот развернулся в линию по другую сторону. Но вскоре стало ясно, что наличных сил недостаточно, если они сохранят прежнюю позицию.
Чичагов немедленно разработал план ужесточения блокады. Понимая сложность плавания по слабо изученному заливу, изобилующему неизвестными подводными опасностями, адмирал подготовил схему перехода каждого корабля на новое место; он предписал продвигаться медленно, имея впереди и по бортам гребные суда для промеров. Чичагов намеревался занять позицию между островом Ронд и рифом Репие..."
Одновременно В.Я. Чичагов запросил о присылке флоту всех пригодных линейных кораблей и гребных судов, а также о пополнении кораблей боеприпасами и личным составом. Тем временем русская эскадра приступила к воплощению задуманного плана.
1 июля с задачей преградить путь шведам от островов Пейсари и Орисор до банки Пассалода направился отряд контр-адмирала П.И. Ханыкова из пяти фрегатов, а через 4 дня (5 июня) отряд Н.И. Шешукова занял о. Ронд, предотвратив возможность создания там неприятельской батареи.
8 июня, получив запрошенные подкрепления, В.Я. Чичагов сформировал три новых блокадных отряда. Первый, под командованием капитана 2 ранга Р.В. Кроуна, из фрегатов "Венус" и "Премислав" и четырех коттеров, направился к шхерам Питкопаса.
© А.А. Лебедев
Интересно узнать состав русской эскадры и шведской эскадры в Выборгском сражении и как развивались события дальше? Читайте продолжение статьи в 111 выпуске сборника "Гангут"