Во вступительных титрах сериала Молодой папа Пий XIII проходит на фоне 9 картин и одной инсталляции, определенным образом раскрывающих историю Католической Церкви. Образы подобраны не случайно, они так или иначе связаны с личностью и политикой самого молодого папы.
1-ая картина — «Поклонение пастухов», Геррит ван Хонтхорст, 1606. Сюжет вполне ясен, — начало христианской эпохи — Рождение Иисуса Христа, вочеловечение Бога Сына. (Тема сыновства крайне важна в сериале, папа Пий XIII все время обращается к воспоминаниям о родителях, к своей оставленности — что он переживает и в отношениях с Богом. Последние отношения определяются первыми и всецело их зеркалят).
2-ая картина — «Вручение ключей апостолу Петру» — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, в Ватикане. Римская Церковь считает, что папа "преемник князя апостолов", то есть апостола Петра, и в этом преемстве он есть "викарий Христа" на земле. Считается, что Христос передал Петру "ключи" от Церкви, как её пастырю и учителю. Сюжет раскрывает идею папства.
3-я картина — картина Меризи да Караваджо «Обращение Савла» 1601 года. Апостол Павел считается вместе с апостолом Петром первоверховным апостолом, также принявшим мученическую смерть в вечном городе Риме. Апелляция к мученической кончине в Риме Петра и Павла, — один из аргументов католиков в обосновании статуса риской кафедры. Таким образом, данный сюжет подчеркивает предыдущую мысль. Папа как продолжатель дела апостолов Петра и Павла.
4-ая картина — икона Пятидесятницы, — событие, произошедшее на 50-й день после Воскресения Христова, т.е. Пасхи, когда на апостолов сошел Св. Дух в виде языков пламени, — считается днём основания Церкви. Поскольку в основе католической экклезиологии лежит учение о папстве: церковь там, где папа, только тот, кто в общении с папой находится в церкви, — данный сюжет опять же раскрывает и продолжает предыдущие два, а одновременно с этим и развивает христианскую историю в общем.
5-ая картина — «Петр Амьенский» Франческо Айец 1829. Знаменитый пустынник изображен верхом на белом муле, в момент его пламенного обращения к верующим. Харизматичный проповедник и ревнитель, Петр Амьенский считается первым идейным вдохновителем Крестовых походов. По всей видимости, на картине он как раз призывает к священной войне. Появление образа Петра Амьенского подчеркивает радикальные взгляды молодого Папы, ведь Пий XIII тоже пытается организовать своего рода «крестовый поход» против формального и профанирующего отношения современников к Церкви.
6-ая картина — «Святой Франциск» Джентиле да Фабриано. Очень важный святой РКЦ, который прославился своей нестяжательностью, аскетизмом и проповедью любви, за что был удостоен стигмат. Эта картина, с одной стороны, указывает на важный период в истории РКЦ, с другой, акцентуирует конкретные тенденции в политики Пия XIII (аскетизм, декоммерциализация Ватикана, папства и и т.п. — взять хотя бы сцену с сувенирной продукцией), которые легитимируются традицией и апелляцией к великому святому РКЦ.
7-ая картина — «Святой Фома из Вильянуэвы», подающий милостыню. Матео Черецо Младший. Около 1660 года. Очень распространенный сюжет в западно-европейской религиозной живописи. Ничего не знаю ни про этого святого, ни про сам сюжет, однако, очевидно, что здесь происходит тоже самое, что и в случае картины с Францсиком - указание на историческую роль, миссию церкви на земле, то есть на то, чем церковь занималась в лице своих великих святых и чем должна заниматься и теперь.
8-ая картина — «Микеланджело представляет Папе Павлу IV макет купола собора Святого Петра» Пассиньяно (Доменико Крести) 1618, Музей Каза Буонаротти, Флоренция. Собор Святого Петра - одна из четыерх патриарших базилик Рима, церемониальный центр РКЦ, с балкона собра, "ложа благословения" папа обращается к верующим. Сам папа Павел IV также известен своими жесткими консервативными мерами в период Контрреформации, в том числе большим репрессиям подвергались кардиналы и члены клира, уличенные в порочности.
9-ая картина — «Варфоломеевская ночь» 1572-84 гг. Франусу Дюбуа. массовое убийство католиками гугенотов (протестантов) во Франции ночью на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. Как и предыдущие три картины указывает на определенные тенденции в политики нового папы.
10-ая — инсталляция Маурицио Кателлана «Девятый час». Фигура папы Иоанна Павла II, пришибленная метеоритом. Инсталяция бал создана в 1999 году, когда Иоанн Павел II еще был жив и занимал римскую кафедру. Название работы отсылает к Крестной смерти Христа, именно в девятый час, согласно Евангельскому повествованию, Спаситель испустил дух. В контексте сериала фигура папы Иоанна Павла II - это фигура папы, который оппозиционен консервативной политике папы Пия XIII. Звезда-метеорит, которая сопровождает, пролетая через все картины, Пия XIII на протяжении всего пути, соединяет в себе несколько образов. Её путь начинается с картины "Поклонение волхвов", частного сюжета сюжета более общего - Рождества Христова, и в этом контексте это Вифлеемская звезда (восьмиконечная), возвестившая миру, о рождении Мессии, которой ангелы светили волхвам (в поздней традиции восточным царям) и пастухам. На картине "Обращение Савла" самой звезды нет, но картину заполняет исходящий от неё свет, который символизирует благодать, свет преображения, божественное озарение, в результате которого гонитель христиан язычник Савл стал христианским апостолом Павлом. На иконе пятидесятницы восьмиконечная Вифлиемская звезда превращается уже в метеорит, освящающий апостолов, - образ сошествия Св. Духа. Дальше метеорит постепенно начинает деструктивно соприкасаться с миром, а в конце сокрушает папу Иоанна Павла II, о котором я уже сказал. И еще. Имя Пия XIII (вымышленный папа из сериала) отсылает к определенной периоду в истории РКЦ, когда в течение почти двух сот (с 1775 (Пий VI) - 1958 (Пий XII)) римский престол из 11 пап 7 носило имя Пий (Эпоха Пиев). Характерной чертой этого периода принято считать консервативную политику этих Пап. Можно вспомнить, что именно Пий IX на I Ватиканском соборе (1870г.) инициирует принятие догмата о папской непогрешимости.