Найти тему
Культурология для всех

Греки в древности кормили умерших и считали очень важным похоронить тело

Добрый день! Смерть событие само по себе безрадостное и пугающее. В этой публикации я расскажу о том, как древние греки представляли себе загробное существование. Про другие древнегреческие мифы вы можете прочитать здесь.

Судьба большинства людей, будь то великий воин, царь или простой земледелец, почти одинакова: им суждено бродить унылыми тенями по пустынным и мрачным пространствам Аида. Встреченный Одиссеем в подземном царстве, герой троянской войны Ахиллес говорит:

“Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,

Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,

Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый.

(Гомер “Одиссея”, пер. В. Жуковского, песнь 11, стихи 489-491)

Однако древние греки считали, что попасть после смерти в Аид гораздо лучше, чем скитаться вне его. Такая участь ждала непогребенных. Им долгое время приходится ждать на берегу реки, пока Харон перевезет их на нужный берег. И логично предположить, по аналогии с другими древними культурами, что они могли возвращаться на землю и вредить живым. Поэтому греки придавали очень большое значение исполнению последнего долга перед умершими.

Ничто в греческой религии не занимало такого важного места и не задевало так глубоко чувств верующих, как отношение к умершим. Смерть сама по себе не внушала грекам особого страха, но мысль о том, что после смерти тело может остаться непогребенным и будет отдано на съедение собакам, казалась ужасной. В поэме Гомера один из товарищей Одиссея, оставшийся непогребенным на острове Цирцеи, обращается к царю Итаки:

"Вспомни тогда обо мне, Одиссей благородный, чтоб не был

Там не оплаканный я и безгробный оставлен, чтоб гнева

Мстящих богов на себя не навлек ты моею бедою".

(Гомер “Одиссея”, пер. В. Жуковского, песнь 11, стихи 71-73)

Подобные представления влияли не только на литературу, но и на политическую жизнь. В 406 г. до н. э. во время Пелопоннесской войны были осуждены и казнены, победившие в морском Аргинусском сражении, афинские стратеги за то, что они не подобрали и не похоронили тела воинов, убитых в битве.

Эти представления перекликаются с уверенностью древних египтян, что самая страшная смерть та, после которой не оставалось тела, потому что душа не сможет попасть в загробный мир.

Как и другие народы Древнего мира, греки верили, что тени умерших нуждаются в пище, и старались их кормить. Электра из трагедии Эсхила (VI-V вв. до н.э.), возливает на землю вино со словами: "Питье проникло в землю, мой отец получил его".

-2

Героиня одной из пьес Еврипида (V в. до н.э.) - Ифигения, возливает на могилу молоко, мед и вино, "так как это принесет отраду умершим".

-3

Одиссей приносит жертвы душам и, особенно, для прорицателя Тересия, с которым надеется поговорить. Кроме того он должен дать обещание совершить дополнительные пожертвования после возвращения домой. Такие верования были актуальными еще во II в. н. э. Но позднее сами греки стали высмеивать эти представления: "Люди воображают, что души выходят наружу к приносимой пище и питаются дымом сжигаемого мяса и вином, вылитым на землю" (Лукиан).

-4

Такова судьба тени по представлениям древних греков. В следующей публикации расскажу вам легенду про Ориона, в честь которого названо созвездие.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Полную видео-версию обзора о загробном обиталище древних греков смотрите на моем ютуб-канале: