Это второй текст о кинопремии "Ника". В первом я тезисно прошёлся по всем номинантам, теперь время обобщённых выводов по этому году.
1. Фильмы снимаются для узкого круга зрителей, а не для массы. В прошлом я уже писал, что в России делают хорошее кино. Не отрекаюсь от своих слов. Проблема в том, что качественное кино снимается для фестивалей, а не для широкого проката. "Дылда", "Одесса", "Грех", "Верность" - это всё серьёзные, профессионально снятые работы, но в них столько пауз, сложных эмоций, авторских высказываний и хитросплетений, что обыватель устаёт. Это тягучие ленты, в которые надо вглядываться, вслушиваться и вдумываться, а современный зритель к этому не готов. Из около 15 лент понятны каждому будут "Текст", "Бык" и "Тобол". С натяжкой "Юморист". Всё. Остальные фильмы либо шлак, либо срежиссированы на полутонах и взглядах. Оттого и соответствующие рейтинги на профильных сайтах. В этом году впервые ни одна лента не дотянула до 7 баллов на Кинопоиске. Грустно.
2. Вытекает из первого. Наблюдается неприятная тенденция в режиссуре. Авторы фильмов утопают в тонкости своих лент. Наши режиссёры забыли, что когда-то сами были зрителями и любили смотреть фильмы Спилберга, Земекиса, Нолана и т.д. Сценарии построены таким образом, что очень много времени герои проводят в молчании. Словесный темпоритм сцен очень низок, а от этого теряется зрительское внимание. Процентное соотношение слов, тишины и интершума должно быть другим. Картины не должны становиться болтовнёй, но и умирать в тишине они тоже не должны. "Утонувшие в тишине" фильмы обыватель посчитает просто скучным.
3. Минкульт не даёт денег на фильмы о современности. Из номинированных картин только треть рассказывает о современных реалиях и проблемах, интересно - только "Текст". Кино самое затратное из искусств и самое массовое, поэтому оно зависит от государства, а ему невыгодно, чтобы говорили о "здесь и сейчас". Авторы рассуждают о современных проблемах через метафору, а иносказание удлиняет путь высказывания, идеи до ума потребителя. На актуальные проблемы у нас, в основном, говорят лишь несколько человек, но в этом году они своих фильмов не представляли.
4. Всё больше интересных авторов уходит на онлайн-платформы. В этом году множество отечественных режиссёров выпустили свои новые работы, но на Нике представлены не были. А всё дело в том, что они перешли на сериалы. Там гораздо больше творческой свободы и актуальности, поэтому авторы решили рассказать свои истории в многосерийном формате. Кстати, заметьте, что рейтинги наших сериалов и полных метров несопоставимы.
5. У нас классные художники-постановщики. Это вытекает из третьего пункта. Раз снимают, в основном, о прошлом, то и эпоха должны выглядеть предельно аутентично. К этому претензий нет никаких. Каждая лента о прошлом выглядит, как слепок ушедшего времени. При просмотре не устаёшь вглядываться в обилие деталей и естественность костюмов. При этом заметьте, что люди воссоздают время без колоссальных бюджетов, что вдвойне похвально.