В магистратуре один из преподавателей говорил нам, что учитель может реализовываться только тогда, когда у него есть ученик. Если преподаватель придет в класс, а там никого не будет, то это просто человек в комнате. Если ученики придут в кабинет, а там не будет учителя, то это просто ребята, которые собрались вместе. Чтобы совершился учебный процесс нужно учителя и учеников объединить в одном пространстве, тогда начинается магия образования.
Но кроме общего пространства важен ещё и вид отношений, возникающий между учителем и учеником. Отношения в йоге строятся на вовлеченности в процесс обеих сторон. В психологии/педагогике – это называется субъект-субъектные отношения. Оба участника этих отношений активно контактируют и обогащают друг друга новыми формами информации. При этом важно как осуществляется работа – идет ли работа с группой или с конкретным человеком. Прямой это контакт или контакт посредством интернета.
Групповые тренировки.
Мне посчастливилось работать и с детьми от 3 до 18, и с взрослыми группами, и с людьми пожилого возраста. Со спортсменами и с новичками. С малыми группами до 10 человек и большими до 80. Важен и уровень нагрузки и внутреннее взаимодействие учеников в группе. Группы необходимо правильно формировать. К примеру, с этим я сталкиваюсь довольно часто, меня приглашают вести группы детей от 5 до 10 лет или от 6 до 12 лет. Возраст 6 лет нельзя смешивать с начальной школой. 6 лет – это дошкольник, он и привык к другой форме работы, ему нужны сюжетно-ролевые игры, необходимо ограничение занятия по времени (когда я работал в детском саду, занятие у подготовишек длилось 35 минут). Ребенок 6-ти лет будет очень трудно адаптироваться к часу занятий по йоге и скорее всего через какое-то время покинет группу. Ребята от 7 до 10 лет – это ученики начальной школы, с ними занятие можно проводить от 45 минут до часа. А вот с ребятами средней и старшей школы уже можно работать от часа и выше. Была у меня старшая группа, с которой мы работали три академических часа, такое бывает, но редко. Взрослые тоже делятся на сильные и слабые группы. Есть взрослые, которые в силу разных причин (образа жизни, состояния здоровья, прошлых достижений в спорте) могут почти сразу осваивать сложные элементы йоги. Им нужна особая программа, отличная от программы для новичков. Люди пожилого возраста – это вообще отдельный разговор, у них преобладают элементы лечебно-оздоровительной физкультуры, умеренные нагрузки и множество ограничений в упражнениях в зависимости от тех или иных заболеваний. Участники группы не просто приходят на занятия, но и взаимодействуют друг с другом. Они могут подружиться/поссориться в процессе практики. Нередко такое бывает, что занятия уступают место личным отношениям. Ученикам нравится собираться вместе и йога становится такой зоной комфорта, где они занимаются не только своим здоровьем, но и общаются друг с другом. Имеет место и здоровая конкуренция, когда у кого-то из учеников что-то получается лучше, чем у других и другие ученики подтягиваются за ним. Минус групповых тренировок состоит в нестабильности группы, кто-то уходит, кто-то приходит. Значительные пропуски в практике отрицательно влияют не только на пропускающего тренировки, но и на прогресс всей команды. Постоянная смена лиц ведет к однообразности занятий. Групповые тренировки предполагают, активную домашнюю практику занимающегося иначе пользы будет немного.
Персональные тренировки.
В этом году, так получилось, что в большей степени, я перешел на них. Тренировка с отдельным человеком гораздо продуктивнее групповой. Чем больше группа, тем меньше возможности уделить каждому внимание и отследить ошибки. Пример – в начале этого года в спортивной школе на одном моем занятии могло оказаться 28 человек. Пока смотришь, как делает один – другие уже закончили упражнение. Чтобы отсмотреть каждого требуется как минимум минуты две-три на человека. Нетрудно догадаться, что времени на каждого не хватает. При персональной тренировке ты смотришь только на одного человека или на малую группу (если это семейная тренировка) и, в зависимости, от готовности человека выстраиваешь практику. Тут учитываются особенности отдельного человека. Вот так недавно мне предложили заниматься с 5-ти летним мальчиком, конкретно под него я составляю упражнения, игры, делаю карточки, поощрительные наклейки, пальчиковые гимнастики. С учениками постарше (9-12-14 лет) мы занимаемся гимнастикой от плоскостопия, комплексами на растяжку, гимнастиками для позвоночника, силовыми техниками. Со взрослыми мы рассматриваем каждодневную утреннюю гимнастику, разбираем комплексы разного уровня сложности, двигаемся от начального уровня к продвинутому, разбираем дыхательные техники. Здесь есть возможность выстроить практику под каждого.
Онлайн тренировки.
Для меня абсолютно новый жанр. Сейчас повсеместно происходит переход от классического преподавания разных предметов к ведению занятий через приложения типа скайпа или зума. Идея неплохая, но есть у неё ряд плюсов и минусов. Из плюсов – это возможность проводить занятия для учеников по всей России. Из минусов – техническая реализация. Для преподавателя английского или биологии не проблема сесть перед монитором или выставить телефон на штатив и начать урок. У меня как у практика возникает ряд проблем – пространство для упражнений, звук (штатив стоит далеко, а меня должно быть слышно, значит, нужен отдельный микрофон), качество видео (чем дальше ты от ноутбука или от телефона, тем ниже качество съемки, значит, нужна хорошая камера). Сейчас всё больше стали поступать заявки на онлайн-тренировки, мир меняется, а, следовательно, и такой формат тоже нужен. Не думаю, что онлайн может заменить живое общение, тут ученик будет скорее объектом, чем субъектом действия. Преподаватель будет транслировать знание, а ученик пытаться давать обратную связь возможными для него способами. Занятия вести будет проще, но и за процессом усвоения будет следить труднее. Всё-таки двигательная практика без возможности физического присутствия теряет гораздо больше, чем любая сфера иного знания.
Самыми продуктивными тренировками являются - персональные, удобными - онлайн, насыщенными общением - групповые. Каждый делает выбор в зависимости от тех целей, которые преследует. Групповые - подойдут тем, кто просто хочет поддержать здоровье, персональные - тем, кто хочет получить конкретный результат, онлайн - тем, кто ограничен по времени или по месту.