Найти в Дзене
Московские истории

Путешествие на трамвае: "На Смоленской набережной чернели огороды, зданий СЭВа и Белого дома не было и в помине"

К второй части своего путешествия на трамвае № 29 (а также - во времени, в 1950-е годы) Григорий Артюхов уже почти добрался от конечной остановки "Михалково" до своей родной Тихвинской улицы. Но на этом не остановился, поехал дальше, в конец маршрута, на юг! (Часть первая - здесь)

Во дворе на Тихвинской. Фото из архива автора.
Во дворе на Тихвинской. Фото из архива автора.

У здания школы № 204 имени Горького сворачиваем направо, на родную Тихвинскую улицу. Вот посольский дом на углу Вадковского переулка (про него писал мой сосед, Тугрик) и церковь на углу с Тихвинским (Храм Тихвинской иконы Божией матери, Тихвинская ул., 13). Коротенькая улица Палиха.

Подпольная типография 1905—1906 г. Сейчас - филиал Государственного музея современной истории России. Фото 1950 - 1970 г.
Подпольная типография 1905—1906 г. Сейчас - филиал Государственного музея современной истории России. Фото 1950 - 1970 г.

Вот Лесная улица. Есть на ней маленький магазинчик «Торговля фруктами Каландадзе». За этой вывеской находилась подпольная типография большевиков, а теперь - музей. Школьником я много раз бывал здесь. По другую сторону улицы – старинные здания трамвайного парка имени Щепетильникова (Миу́сский трамва́йный парк).

Трамвайный парк имени Петра Щепетильникова, 1960 – 1970. Источник: буклет "Москва".
Трамвайный парк имени Петра Щепетильникова, 1960 – 1970. Источник: буклет "Москва".

Рядом - образец конструктивизма, Дом культуры имени Зуева. Не доезжая до Белорусского вокзала, трамвай резко поворачивает влево, и за домом, где потом находился магазин «Пионер», рельсы идут вправо, пересекая улицу Горького. Далее Большая Грузинская. Но тут я, похоже, запутался во временах - по Палихе и Лесной, это более поздний вариант 29-го маршрута. В моём раннем детстве до Большой Грузинской трамвай добирался другим путём.

Клуб профсоюза коммунальников имени С. М. Зуева 1958 – 1965. Источник: Памятники архитектуры Москвы.
Клуб профсоюза коммунальников имени С. М. Зуева 1958 – 1965. Источник: Памятники архитектуры Москвы.

После Тихвинской он шел по Сущевской улице, мимо издательства «Молодая гвардия». Затем пересекал Селезневскую, где в 1952 году открылась самая красивая станция метро - «Новослободская». Огибая церковь Преподобного Пимена (Нововоротниковский переулок, 3), трамвай ехал по Краснопролетарской, затем параллельно Садово-Каретной мимо дома, где бы кинотеатр «Экран», поперек Каляевской и по Оружейному переулку.

Театр Кукол Образцова на Площади Маяковского 1959 – 1962. Источник: Блошиный рынок.
Театр Кукол Образцова на Площади Маяковского 1959 – 1962. Источник: Блошиный рынок.

Недалеко от старого Театра кукол трамвай втискивается в узкую 2-ю Тверскую-Ямскую. Доезжает до переулка Александра Невского, сворачивает налево и, пересекая улицу Горького (Тверскую), вырывается на Большую Грузинскую. Ну, здесь - мимо Тишинского рынка, зоопарка - выезжаем к метро «Краснопресненская», слева кинотеатр "Баррикады".

Дальше по длинной Конюшковской улице (справа - стадион) выплываем на грязьнющую Смоленскую набережную - тогда там чернели огороды, Новоарбатского моста не было и в помине. На другом берегу слабо прорисовывалась гостиница «Украина». Никаких тебе зданий СЭВа и Белого дома. Над невысокими строениями окрестных переулков возвышалась серая громада 10-12-этажного здания. Этот жилой дом и сейчас под № 31/12 стоит вдоль реки, загибаясь своим крылом на Калининский проспект.

Смоленская набережная, 1955 г. Автор Александр Потресов.
Смоленская набережная, 1955 г. Автор Александр Потресов.

Проезжая у самого угла этого крыла, трамвай лихо сворачивал в сеть Смоленских переулков. Чтобы объехать метромост, он забирал влево на крутую горку. Этот подъем покороче того, что на Рождественском бульваре, но тоже довольно крутой. Я слышал, что однажды тормоза не удержали трамвай на спуске, и он якобы врезался в дом. Много лет спустя я поделился этими воспоминаниями со знакомым таксистом. И Андрюха, старый опытный водила, обнял меня и прослезился: «Помню, помню, Гриша, как трамвай долбанулся на Дорогомиловке!».

Военная академия имени М. В. Фрунзе, 1937 - 1938 г.
Военная академия имени М. В. Фрунзе, 1937 - 1938 г.

Уж не помню, как маршрут выбирался из этих переулков и пересекал Смоленскую улицу, но запечатлелось, что он попадал на Плющиху. (Кстати, рассказ Александра Борщаговского, по которому ставился фильм, назывался «Три тополя на Шаболовке», а не на Плющихе). Мимо Ружейного переулка (не путать с Оружейным), затем – резко влево и вдоль здания Военной академии имени Фрунзе (проезд Девичьего поля, 4). Пересекаем Большую Пироговскую, и каким-то образом, наконец, добираемся до улицы Усачёва. В конце её - последняя остановка 29-го маршрута тех времен.

От Михалковской до улицы Усачёва (или, как утверждает http://tram.ruz.net, Малой Пироговской) трамвай № 29 ходил с 1949-го по 1957 год. Вообще маршрут его часто менялся, а в 1966 году и вовсе был упразднен. Подробнее об этом здесь. А здесь можно почитать о возобновлении маршрута.

Начало Путешествия на трамвае.

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru