Яичная скорлупа – материал ординарный, обыкновенный. Многие (такой опыт есть и у меня) скорлупу используют при проведении творческих занятий или на арт-терапевтических сессиях. Скорлупа легко ломается, быстро приклеивается, меняет цвет от акварели или гуаши, прекрасно ложится как на плоскость, так и на объём, и главное - её предостаточно для любых экспериментов! Минусы – хрупкость полученной продукции и недолговечность. Однако именно этот обыденный материал нашел применение в искусстве ар деко. Один из непревзойденных мастеров, доказавший, что белоснежная скорлупа может преодолеть столетний рубеж и идеальна для декорирования пудрениц и портсигаров, мебели и декоративных панно, – Жан Дюнан.
Жан Дюнан мечтал стать скульптором, и его первый наставник Жан Дамп научил работать его с самыми разными материалами – бронзой, камнем, слоновой костью, гипсом и металлом. Дюнан, как и многие его современники, был увлечен Японией, восторгался искусными "джапанскими" вазами из неведомых европейцам сплавов, покрытых диковинным природным лаком, который не только защищал металл от коррозии, но и обладал особенными эстетическими характеристиками, декоративностью и глубиной. В стремлении добиться эффекта глянца и объёмности Дюнан обращался к местным, парижским мастерам, но, безрезультатно, зато нашёл единомышленника в лице Сейзо Сугавары. Последний осел в Париже после Всемирной выставки 1900-го года, основал свою мастерскую, и изучая опыт европейских коллег, оказывал услуги художникам-декораторам и мебельщикам, придавая тот самый феерический блеск за счёт искусного лакирования японским лаком уруси.
Исследовательский задор Дюнана, как и его эксперименты с металлом, Сугавару поражала. В итоге два (на тот момент достаточно молодых) мастера, преодолевая границы "Восток – Запад" договорились обучать друг друга своим секретам мастерства. Так под руководством Сугавары Дюнан начал многолетний путь изучения техники работы с японским лаком уруси. Лак этот - особенный, для многих - токсичный (например, у другой ученицы Сугавары – Эйлин Грей – развился сильнейший дерматит), однако после завершения всех этапов работ, – абсолютно экологичный и безвредный, а кроме того спектр его применения на удивление широк - от разнообразных видов металла и дерева до тканей, а материалы, бережно укрытые лаком, становились долговечнее. Так случилось и с яичной скорлупой!
Чаще всего в инкрустации Дюнан использовал скорлупу куриного, утиного, реже – перепелиного яйца. При работе с хрупким ломкими оболочками, учитывались аспекты весьма неожиданные, например, какой стороной – внутренней или внешней - выкладывалась скорлупа. Растрескиваясь и ломаясь на множество фрагментов с уникальной формой, именно «несовершенство» фрагментов придавало очарование даже самой простой композиции. Благодаря многократному нанесению лака уруси, использованию золотой и серебряной пыли, распределенной в одном или нескольких слоях, поверхность приобретала невиданную глубину . Такого эффекта было не добиться применением классического европейского лака мартен!
Универсальность лаковой технологии позволяла использовать её в дизайне весьма разнообразных предметов от шкатулок, ваз и жардиньерок до рекамье, комодов, столиков, каминных порталов и ширм. Интерес к новому типу инкрустации проявилась и в производстве новых символов роскоши и знаков эмансипации. Футляры для губной помады, пудреницы, портсигары, зажигалки, мундштуки, минодьеры, несессеры, женские часы щедро украшались яичной скорлупой и лаком уруси. В этой области Дюнан был не одинок и увлёк за собой не только известных художников -декораторов, но и ювелиров, таких как Поль Брандт, Жан Тротен, Раймон Тамплие, Жерар Сандоз etc.
Самый экстравагантный вариант использования яичной скорлупы стало оформление книги. Издание сборника эротической поэзии Пьера Луи «Песни Билитис» с иллюстрациями Жоржа Барбье уникально и довольно редко. Согласно исследования парижского галериста, коллекционера, знатока ар деко и автора многочисленных книг о художниках декораторах - Феликса Марсильяка в мире сохранилось не больше 4 или 5 экземпляров. Переплетная крышка книги из телячьей кожи инкрустированы перламутром и яичной скорлупой. Дюнан специально изготовил этакой вариант для своего друга – издателя Жана-Франсуа Шмита и доказал, что шедевр переплетного искусства – это не только золотое тиснение!
Удивительно, что и сегодня есть мастера, возрождающие столетние традиции и использующие яичную скорлупу для инкрустации мебели и предметов декора в модной стилистике неоар–деко. Какие? Об этом поговорим в следующий раз!
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!