Губернатор А.В. Богомаз, начиная с 17 марта, словно пироги печет, принимает одно за другим, на мой взгляд, совершенно недоработанные постановления, запрещая общественные массовые мероприятия, обязывая жителей города Брянска не выходить из домов без крайней нужды, вводя ограничения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и порождая больше вопросов , чем ответов.
Но прежде чем рассматривать «законность» губернаторских решений, давайте посмотрим на масштабность заболевания коронавирусом в сравнении с уже привычным для нас вирусом гриппа. Возьмем крайние показатели. 37830 людей погибли от коронавируса в текущем году во всем мире и порядка 20 человек (по официальным данным) – в России, в Брянской области летальных исходов от Covid-19 не зафиксировано.
Для сравнения ежегодно от вируса гриппа во всем мире умирают около 650 тысяч человек. Смертность от гриппа в России в разные годы колеблется от 127 человек в 2018 году до 1079 – в 2016 году.
https://rosinfostat.ru/smertnost-ot-grippa/
Около 450 млн. человек заболевают пневмонией в мире каждый год, около 7 млн. случаев болезни заканчиваются летальным исходом.
В 2014 году в России скончались от пневмонии 39 тыс. человек.
https://aif.ru/health/life/v_cifrah_i_faktah_pnevmoniya_zanimaet_4-e_mesto_sredi_prichin_smerti
В Брянской области смертность от болезней органов дыхания в 2017 году составляла 65,2 на 100 000 человек (в самом начале 2016 году от «свиного» гриппа скончались 5 человек.)
https://www.bryansk.kp.ru/daily/26487.5/3356805/
Таким образом, в Брянской области, да и во всей России на данный момент, на мой взгляд, реально отсутствуют необходимые основания для введения режима карантина либо других ограничивающих конституционные права и свободы граждан режимов. При этом с непонятными целями рядом СМИ нагнетается истерия, которая может привести к дестабилизации экономической и политической жизни.
Теперь о законности. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В соответствии со статьей 56 Конституции Российской Федерации:
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Режим ограничительных мероприятий (карантина) может вводиться лишь в строгом соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статья 5 этого закона определяет полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая: введение и отмену на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина), санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также своевременное и полное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях).
Статьей 6 закона определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к которым относятся, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
Заметьте, ни о каком ограничении прав и свобод граждан здесь речи не идет.
При этом в соответствии со статьями 10-11 указанного закона в обязанности гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам вменяется выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При чем здесь Губернатор А.В. Богомаз со своими постановлениями-«пирогами»?
Какое отношение «режим повышенной готовности» имеет к пандемии Covid-19, если предусмотрен совсем другим Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?
Статьей 1 настоящего закона определено, что «чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Но даже в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 статьи 4.1 упомянутого федерального закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации допускаются лишь меры «не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина», включая конституционные права передвижения (статья 27) и собраний (статья 31).
Напомню, что УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности)- статья 149; за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (на срок до трех лет лишением свободы) – статья 169; злоупотребление должностными полномочиями (лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет) – статья 285.
А ведь вполне можно делать все практически тоже самое но соблюдая Закон. Посмотрите на позицию прокурора Тункинского района Республики Бурятия. Всего два слова "рекомендовать гражданам" делают документ соответствующим законодательству и показывают уважение власти к простым людям. Можно не сомневаться , что в такой редакции документ скорее будет выполнен без лишней нервотрепки и нагнетания панических настроений.
Видимо осознавая незаконность предпринимаемых мер на ограничение прав и свобод граждан, от работы оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Брянской области дистанцировались непосредственные представители Президента России – федеральные инспектора в Брянской области, не вошедшие в состав оперативного штаба.
Почему же власть не желает вводить ограничительные мероприятия (карантин) на территории России или отдельных субъектов федерации?
Не потому ли, что режим карантина ограничивает вседозволенность власти, накладывает на нее обязанности, включая и реальные расходные обязательства. Кстати существенным отличием брянских постановлений от московских является только наличие ограничительных мер, при полном отсутствии мер поддержки, налоговых льгот, которые предлагались группами экспертов, социальных выплат и т.д. Кто потом будет отвечать за последствия этих необдуманных действий, вместо разумных и оправданных мер безопасности и разъяснительной работы?
Ещё раз напоминаю об основных мерах безопасности которые необходимо соблюдать всем: сведение к минимуму всех возможных контактов и перемещений, социальное дистанцирование , строжайшее соблюдение правил личной гигиены, использование при необходимости защитных средств и забота об окружающих, особенно о стариках.
Над этим должно работать все общество, но без окриков и угроз основываясь на здравом смысле и уважении прав личности.
Станислав Белышев, юрист