Найти тему
РУИНЫ ПРОШЛОГО

ИСТОРИЯ КРАХА НАИБОЛЬШЕГО ЗАВОДА СССР.

Просим, дочитайте статью до конца. Лично у меня она вызывает очень сильные чувства. Спасибо.

Начало

25 октября 1953 года в Курске был основано одно из крупных предприятий Черноземья - завод КЗТЗ.

На южной городской окраине города Курска, в августе 1949 году, был основан Государственный подшипниковый завод №12. Однако, 25 октября 1953 года, предприятие было преобразовано в «Курский завод тракторных запасных частей» - КЗТЗ. Строительство завода было окончено в 1956 году. Завод выпускал детали массового производства и запасные части из серого чугуна и алюминиевых сплавов для тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей. В течение 5 лет после запуска завод в 7 раз увеличил объём своего производства. В 1965 году на КЗТЗ действовало 40 поточных линий, крупнейший чугунолитейный цех, занимающий по площади 4 гектара и дававший 100 тыс. тонн литья в год. Завод продолжал развиваться, вскоре на огромной территории завода заработало литейное производство, а для обеспечения электроэнергией производственного гиганта, была построена электрическая подстанция и подведена ЛЭП с напряжением 35 кВ. К заводу подтянули железнодорожную ветку от станции Рышково.

- Вы представляете, какова была мощь такого предприятия?!

- Представляете, сколько ТЫСЯЧ рабочих мест было на ОДНОМ предприятии?!

Естественно для обеспечения функционирования промышленного гиганта было необходимо большое число человеческих ресурсов. Поэтому практически одновременно с началом постройки завода в 1950 году к северо-западу от него началось быстрое возведение рабочего посёлка «социалистического городка» состоящего из 5, 6 и 7 кварталов, проект планировки и застройки которых разработал архитектор Гаркуша Д. и инженер Габель. Возводимые здания были исключительно типовыми без каких-либо изменений (стоит отметить, что именно в поселке КЗТЗ впоследствии были возведены первые крупнопанельные дома в Курске, и здесь же опробовались все типовые серии хрущёвок 447С и 464А, которые впоследствии возводились в других районах города). Все дома имели центральное отопление, газ и другие удобства.

26 апреля 1957 Исполком Курского городского Совета депутатов трудящихся принял решение о закладке парка КЗТЗ в целях создания «зелёной зоны между территорией завода тракторных запасных частей и жилым массивом района». Между заводом и рабочим посёлком был разбит парк, согласно разработанному архитекторами Гаркушей Д. И. и Ивановым А. Н. в 1958 году плану (конкурсный проект, 1-я премия в Курске). Однако никакой парк не мог спасти от отравляющих газов, выбрасываемых литейным производством, что портило экологию и как следствие здоровье жителей посёлка, поэтому район считался неблагополучным до 90-х гг.

Коксовая галерея
Коксовая галерея

К началу 1990-х годов Курский завод тракторных запчастей им. 50-летия СССР являлся одним из крупнейших в СССР предприятий по производству деталей к тракторам, автомобилям и другим сельскохозяйственным машинам. Его продукция была известна не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Казалось, что трудовой коллектив КЗТЗ ждут впереди новые победы и достижения. И никто даже подумать не мог о том, что спустя два десятилетия завод превратится в банкрота, а его имущество продадут с молотка.

Начало проблем, голодовка:

12 ноября 1996 года состоялось заседание совета директоров ОАО
«Курскагромаш», на котором был избран новый председатель совета директоров А.Н. Шелест. Сделано это было без учёта мнения трудового коллектива «Курскагромаша», поэтому 18 ноября в 10 часов утра начали голодовку 12 инженерно- технических работников литейного цеха №1. Как отмечалось в протоколе собрания инженерно-технических работников ЧЦЦ-1 от 14 ноября, «в случае невыполнения требований к 21 ноября, к организации бессрочной забастовки собирались приступить рабочие ООО «Литейный завод» – одного из структурных подразделений «Курскагромаша». Уже 20 ноября, с объявившими голодовку встретился Глава администрации Курской области Александр Руцкой. Он пообещал, что будет принят ряд мероприятий по оздоровлению обстановки на предприятии, а также провести тщательное расследование деятельности коммерческих структур завода. Кроме того, завод получит льготы, а задолженность по заработной плате будет ликвидирована.

После этого, на заводе был разработан предварительный график погашения задолженности по заработной плате. Директор предприятия А.А. Жиленков выехал в Москву для заключения договора с фирмой на поставку головок блока, подписание которого задерживалось руководством «Курскагромаша». Рабочие приняли решение приостановить голодовку. И завод снова заработал. Следует отметить, что, несмотря на экономические трудности, предприятие «ещё находилось на плаву», его продукция пользовалась заслуженным спросом. Но несмотря на множество усилий коллектива завода новый владелец предприятия Илья Кошкин в 2004 году обанкротил ОАО «Курскагромаш».

-3

Уже 2 апреля 2008 года произошёл рейдерский захват предприятия. Как заявил тогда директор инвестиционно-промышленной группы “Восток”, которая стала владельцем предприятия Илья Кошкин: “Атака была тщательно спланирована и проведена по всем правилам рейдерской стратегии. Чтобы силовую акцию никто не воспринял за первоапрельскую шутку, захват провели аккурат 2 апреля. Угрюмые лица закамуфлированных бойцов ЧОПа “Медведь +” не оставляли шансов для цивилизованного разговора. Мгновенная смена старой охраны – и вот уже не то что руководители, но и простые служащие завода не могут пройти на рабочие места”.

Вот и кажется всё, но:

Однако, наглость Ильи Кошкина впечатляет. Например, за электроэнергию он не платил потому, что отключить его предприятия могли только вместе со всем посёлком КЗТЗ. Он целенаправленно обанкротил завод, разбивал его на кучу предприятий, менял их названия. В итоге, все активы завода были распроданы, а то, что продать не получилось, было сдано на металл. На Кошкина заведено несколько уголовных дел, въезд в Россию ему запрещён.

22 декабря 2010 года Арбитражный суд Курской области определил конкурсное производство в отношении ОАО «Курский завод тракторных запчастей и агромашин» завершить в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ и внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника. 24 декабря 2010 года Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Курску сообщила, что российская организация ОАО «Курский завод тракторных запчастей и агромашин» на основании свидетельства о ликвидации юридического лица снят с учёта.

Окончательный вердикт:

Так закончилась история Курского завода тракторных запасных частей имени 50-летия СССР (ОАО «Курскагромаш»), разделившего судьбу десятков отечественных предприятий, переживавших схожие процессы: сначала акционирование, подразумевавшее скупку активов по бросовым ценам, а затем выжимание всего из производственных мощностей, смена хозяев предприятия, ряд искусственных банкротств и, наконец, распродажа ликвидных активов. Завод с многолетней трудовой историей и славной биографией, к сожалению, несмотря на титанические усилия трудового коллектива, не вписался в рамки новых зарождающихся в России рыночных отношений и прекратил своё существование.

Спасибо за дочитывание. Подпишись на наш канал в Дзене, тут будет ещё очень много подобных историй...