▪Вопрос поставленный в заглавие актуален для всех владельцев, но решают его все по-разному. Кто-то изучает вопрос глубоко, исследует форумы и сайты, кто-то слушает советы друзей и знакомых, кто-то полагается на Книгу по эксплуатации и еще множество разных вариантов, которые не имеет смысла описывать подробно. Но мы сегодня рассмотрим вопрос выбора моторного масла с минимальным временем на изучение или «слушание» советов, но с максимальной защитой двигателя и долгим сроком его работы.
▪Для начала, давайте разделим автомобили на два больших класса и это не из разряда «иномарки и отечественные», это из сегментов «новые» и «б\у». С новыми автомобилями все более-менее понятно, три, а то и пять лет большинство водителей будет ездить на замену масла и прочие работы к дилеру. А то, что происходит в жизни автомобиля после окончания гарантии, нас интересует гораздо больше.
▪Итак, мы будем рассматривать автомобили старше 3-х лет. Для начальных данных нам может пригодится Книга по обслуживанию, в которой даны МИНИМАЛЬНЫЕ требования к смазочному материалу. Если такой книги нет, то можно воспользоваться профильными форумами или сайтами, где представлена информация. Таким образом, мы будем иметь некоторое понимание, по требованиям нашего автопроизводителя. Требования эти могут быть по разным критериям, таким как: вязкость моторного масла, сертификация по API или АСЕА, соответствие по нормативам зольности, наличие допусков от автопроизводителей, специальные указания. Звучит конечно не сильно понятно, но не переживайте, сейчас все объясним.
▪Существует две основные сертификационные организации это американская API и европейская АСЕА. В их задачи входит выработка требований для различных вариантов смазочных материалов и периодическое обновление допусков. API и ACEA, это наша начальная информация, как правило на большинстве канистр с моторным маслом указаны обе эти организации, для того что бы человеку было проще ориентироваться и естественно, для большего охвата рынка, все таки маркетинг никто не отменял. Следующий пункт, это вязкость, двигатель автомобиля проектируется и изготавливается под определенную вязкость, которая считается оптимальной для данного авто. Она может быть не единственной и вполне может быть широкий набор вязкостей для одного автомобиля. Сделано это не случайно, так как в разных регионах могут быть совершенно различные температурные условия, так что выбирать надо под свои. Нормы зольности, то есть деление масел на «малозольные», «среднезольные» и «полнозольные» важны только для сбережения катализаторов и сажевых фильтров. К сожалению, снижение зольности в современных маслах сделано за счет некоторых веществ, которые относятся к противоизносным, так что здесь сберегая катализаторы, ослабляем защитные свойства. Кроме того, ряд автопроизводителей кроме стандартных сертификационных норм, выставляют еще и требования от себя для моторных масел, которые должны в определенных моментах превосходить стандартную сертификацию по API или АСЕА.
▪Таким образом, для автомобилей от трех до пяти лет с момента выпуска, лучше всего использовать, те варианты моторных масел и допусков, которые прописаны в Книге по эксплуатации. Для автомобилей возрастом от пяти лет и выше, можно предложить при стандартной эксплуатации воспользоваться некими универсальными вариантами.
▪Для тех, у кого катализатор удален или слово «зольность» не вызывает трепета и ужаса, а главная цель, что бы двигатель был максимально защищен, можно предложить вариант со следующими характеристиками:
1) Вязкость: 5W–30
2) API: SL, SM или SN (SN+)
3) АСЕА: А3 – В4 (максимальная защита элементов двигателя)
4) Допуски от производителей: MB 229.3 или выше, VW 502.00 \ 505.00
▪Для тех же кому необходим «малозольный вариант», по разным причинам, ничего не остается, как строго следовать инструкции производителя.