Приветствие читателям ( 1–7 стт.)
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
- КОТОРОЕ БОГ ПРЕЖДЕ ОБЕЩАЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ
"А так как называли его [благовестие] — нововведением, то Павел доказывает, что благовестие древнее эллинов (язычества) и прежде было описано у пророков. Если же Бог сообщил его не изначала, то по вине не хотевших предать; кто же хотел, тот слышал. Сказано: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56). Итак, в каком смысле говорит, что «многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели» (Мф 13.17)? В таком, что вы видите и слышите самую плоть и самые знамения, совершающиеся пред глазами. Но ты обрати внимание, за сколько времени раньше об этом было предвозвещено. Всякий раз, как Богу угодно предуготовить что-нибудь великое, Он предсказывает об этом за много времени, чтобы настроить слух к принятию этого при исполнении» (свт. Иоанн Златоуст).
"одно есть Евангелие, один Благовестник, о Котором искони засвидетельствовали священные книги пророков, сообщая обетование о Сыне, Который в последние времена явился среди них (Израильтян)"(прп. Ефрем Сирин).
"Евангелие имеет две важнейшие характеристики. Прежде всего — оно согласно писаниям и второе — воскресением из мертвых Бог явил Христа Своим Сыном. Согласно писаниям — это то, что вошло в наш Символ веры [глаголавшаго пророки]. Действительно, не только Моисей, пророки, но и все священные писания, которые мы называем Ветхим Заветом, для ап. Павла — это и есть его священные писания говорят о Христе. И другая важная деталь: воскресение — это тот момент, когда Бог окончательно открывает Себя, и это момент царской интронизации Сына. Бог самим фактом воскресения говорит: Сей есть Сын Мой возлюбленный, и Христос в этот момент становится царем и судьей. Вот, в чем состоит его Евангелие: отныне миром царствует Христос. Это Евангелие было предвозвещено, или буквально обещано через пророков, через всё писание" (прот. Димитрий Сизоненко).
- СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ
"В святых писаниях пророки не только говорили, но и писали то, о чем говорили. Даже не только писали, но изображали действиями, например, Авраам вел Исаака (на жертвоприношение), Моисей возносил змия, воздевал руки во время сражения с Амаликом и закалал пасхального агнца" (свт. Иоанн Златоуст).
"Ветхий Завет исполнен предсказаний о Господе. Не просто же сказал Апостол святых, но, во-первых, научает, что и ветхозаветное Писание признает Божественным, а потом всякое другое признает чуждым. Ибо одно Богодухновенное Писание полезно. Сказует же и отличительные черты обетования" (блж. Феодорит Кирский).
"Желая уверить римлян в том, что Евангелие, которое он как Апостол проповедует, не человеческое учение, а весть Божественного происхождения, Павел говорит, что его предвозвестил Сам Бог через Своих пророков в святых писаниях. Читатели уже знали, конечно, что Христос и апостолы указывали на исполнение в Новом Завете ветхозаветных пророчеств (см. Лк 4:17–21; Мф 11:5; Ис 60и сл.; Мф 12:17–21; Ис. 42:1–4 и т. д.). Павел не хочет, без сомнения, повторять здесь этой мысли. Он указывает только на то, что писания, в которых предвозвещается наступление Нового Завета, святые, т. е. не заключают в себе заблуждений: им нужно верить и в том, что они говорят о Христовом Царстве…" (проф. А. Лопухин).