Найти тему
Native-Like Fluency in English

Когда, приезжая в новую страну, люди первым делом ищут "своих"

Когда люди приезжают в другую страну и сразу ищут "своих", они ищут знакомое и понятное: то, что укладывается в их рамки понимания людей и жизни. Некоторые люди десятилетиями живут в другой стране среди "своих", так и не понимая язык этой страны, глубину людей рядом, культуру, учительницу своего ребенка и постоянно сравнивая свою "норму" с их "не нормой".

У "них" странная одежда, они смешно высовывают язык, когда говорят, они зачем-то всегда улыбаются. Люди ищут "своих", потому что остальные "менее нормальные"; их поведение и манера общаться за рамками понятного и привычного. Бывает, что долго находясь в среде, люди сами отрезают себя от этой среды, не желая с ней иметь ничего общего. Учат язык на курсах, ходят на работу, но в душе делят мир на "мы" и "они".

У них просто язык слов другой, а все остальные характеристики такие же человеческие.

Язык - это инструмент социализации. Без людей нет никакой социализации. Учить язык, чтобы доказать себе, что я "выучил" - сколько поколений уже бесцельно доказывает...

Очень долго практиковалось учить язык как отдельную от людей дисциплину - так долго, что люди привыкли. Это стало нормой - учить, чтобы никогда не применять, но думать, что умею применять. Знать язык, но первым делом искать в новой языковой среде "своих", то есть меньшинство, избегая возможности применить знание на практике, которой в изобилии совсем рядом.

Они точно такие же как мы. Мы одно целое, просто информацию передаём разными сигналами, но информация та же. Иногда навыка владения языком достаточно, чтобы принимать только поверхностные сигналы. Например, умею говорить о погоде и отвечать на вопросы босса, когда будет готов проект, могу пройти собеседование.

Но при этом я не знаю, что сказать, когда задают личные вопросы (и зачем они их задают), не могу рассказать, чему меня учит общение с моей собакой или выразить свои предпочтения в еде или то, что сейчас переживает мой ребенок. Соответственно, я и не понимаю, как себя вести, когда мне поступает такая информация на английском. Но люди быстро чувствуют, что я не понимаю и общаются со мной исключительно вежливо и о погоде. Именно чувствуют, а не анализируют, что вам для ведения этой беседы не хватает 235 слов, и не мешало бы выучить.

Люди ищут логические объяснения тому, что они чувствуют - ломоту в душе, тяжесть и постоянное ощущение - "что-то не то".

Язык - это логическая структура, но ее невозможно учить отдельно от всей нелогической информации, которая есть основа этой структуры.

Результатом свободного владения английским языком (любым иностранным) является развитие вторичной языковой личности. Личность, еще Выготский писал, осознает себя только через других людей.

Сначала другие видят, потом это становится видно и нам самим. То есть личность имеет социальную природу; результат развития личности ребёнка в определенной культурной среде, например - социогенез высших форм поведения (по Выготскому).

Даже наедине с собой, человек сохраняет функции общения (мы разговариваем сами с собой вслух). Попадая в новую для себя среду, личность, ограниченная пока мышлением своей среды, моментально видит несоответствие привычного ей поведения с действительностью этой новой среды.

Человек не может прочитать о себе ничего через контекст ситуаций в новой среде, не может осознать свои действия через общение с другими людьми из новой среды, если нечем воспринимать эту среду. Он продолжает осознавать себя через мнения о себе из своей старой среды. А там за то, что тебе на уроке непонятно, больно били по голове указкой, например, или прилюдно стыдили за ошибки.

Делая ошибки, чувствуя, что непонятно до конца (хотя вроде же слова понятные), человек изолирует себя от возможностей развивать объем мышления и восприятия в новой среде своими же руками.

Когда интересны сами люди, а не мнения людей и самого себя о своём уровне английского, то всегда найдётся способ общаться с людьми, которые интересны. Язык становится инструментом социализации в этой новой среде и способом быстрой адаптации к другому ракурсу восприятия. Люди видят то же самое, но немного с другого ракурса, поэтому и говорят не так, как нам привычно. Когда непривычно, человек не слышит и требует от людей, чтобы говорили понятно (для него), даже если при этом сам не владеет навыком понятно передавать информацию и формулировать свои мысли.

Когда умеешь все слышать, то и сам увереннее говоришь то, что раньше не слышал (уверенно съедаешь звуки в Let's kick'em), потому что точно знаешь, что тебя слышат и понимают. Человеку очень важно знать, что его слышат и понимают.

Развитие вторичной языковой личности - это развитие объёма мышления, когда человек умеет воспринимать множество ракурсов, соответственно, видит больше связей между явлениями, лучше читает контекст ситуаций, больше разбирается в людях и понимает людей на всех уровнях, то есть успешно социализируется как "свой".

Без деления на "мы" и "они", потому что за секунду может переключиться на другой язык, если этого требует ситуация, и объяснить тот же смысл другими образами и конструкциями. Не сделать точный перевод, а именно сказать так, чтобы носители этого языка моментально увидели смысл, а не перевод смысла. Моментально переключаясь, человек не становится больше "русским" или "немцем" или "англичанином", он просто мыслит шире и видит больше.

Я никогда не жила в англоговорящей стране дольше, чем три месяца. Я знаю многих людей, которые уехали давно и до сих пор не прижились, не понимают, не слышат. Я вижу много молодых людей, которые сейчас достигают отличных результатов, тоже без того, чтобы обязательно жить в стране долгое время. Если они поедут в страну, они очень быстро выйдут на уровень выше (так же как и я очень быстро меняю свой акцент и навыки восприятия информации, попадая в среду), потому что они уже умеют учиться.

Когда нет навыка самостоятельно учиться, когда вместо этого есть опыт "ждать знаний от умных людей", это тяжело. Иллюзия "знаю" будет всегда делить мир на "я" и "они", хотя это все одно и то же. Просто разными красками и мазками на одном холсте нарисована человеческая природа.