Найти тему
История мироздания

Советское кино в послевоенное время.

Эстетика кино 1940 – 1950 годов.

Этот рубеж – один из самых драматических периодов нашего кино. Агрессивное, репрессивное время, очень мало фильмов национального производства – период «малокартинья». Даже в войну было выпущено 150 фильмов, а в 1949 – 17 фильмов, потом еще меньше.

Сталин говорил, что лучше меньше, чем больше, то есть установка на одни шедевры. Все фильмы выходили с поправками. Упор делался на исторические фильмы, человеку как личности внимание не уделялось.

В основном снимались историко-биографические фильмы, их сделали около 20 штук. Заметная черта – разрыв человека с его делом.

Но в ряду фильмов были и удачи. Например, «Мичурин» Александра Довженко (но фильм мало сохранился, только сценарий). Вместо поэмы о творчестве от Довженко требовали фильм о селекции, надо было дать подробное освещение научных проблем. Требовали избавить образ Мичурина от одиночества и жесткости характера.

В таких постановочных фильмах, как "Падение Берлина" (1950 года, 1-2-я серии, режиссер М. Чиаурели) и "Сталинградская битва" (1949 года, 1-2-я серии, режиссер B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников.

За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.

«Сталинградская битва»

Премьера 1 серии состоялась 9 мая 1949 года, 2 серии — 18 декабря 1949 года. Автор сценария Н. Вирта, режиссер В. Петров, оператор Ю. Екельчик.

  • Пространственная масштабность изображения основных событий Сталинградской битвы.
  • Документальность стиля.
  • Схематизм образов участников сражения.
  • Ошибочность общей концепции фильма.
-2
«Падение Берлина»

Советский двухсерийный художественный фильм; киноэпопея, поставленная в 1950, автор сценария П. Павленко, М. Чиаурели, режиссер М. Чиаурели, оператор Л. Косматое).

  • Постановочный размах, иллюстративность, и схематизм драматургии, помпезность стиля.
  • Утверждение культа личности Сталина, искажение исторической правды.
  • Мифологизированная трактовка истории страны и личности Сталина.
-3
Профессиональный рост

Наряду с крупными достижениями в 50-60 годах появлялись и слабые по художественной форме фильмы, поверхностно раскрывающие социальную действительность и рассказывающие о наших передовых современниках серо и безлико.

Оживление критической мысли, профессиональный рост советского киноведения, выступления партийной прессы, публикация статей в журналах "Искусство кино", "Советский экран", в газете "Советская культура", появление проблемных книг по кино способствуют повышению художественного уровня кинопродукции.

-4

Интенсивное развитие современной советской науки и искусства вызывает необходимость в создании актуальных по содержанию и доступных по форме научно-популярных и учебных фильмов. С 1958 лучшим научно-популярным фильмам присуждаются Ломоносовские премии.

Верность традициям социалистического реализма, новаторское их развитие в условиях интенсивной общественной жизни второй половины 60 годов составляют характерную черту кинематографии РСФСР.

Мастера кино РСФСР - ведущий и самый крупный отряд советских кинематографистов; их творчество оказало плодотворное влияние на развитие кино союзных республик, внесло значительный вклад в мировую культуру.