Найти тему

Онлайн курс "Грамматика киноязыка"

Сегодня мы живём в редкое время, когда в искусстве, в том числе кино, мультимедиа, видео, - можно все. Невероятная свобода воплощения замыслов.

На съемках в Мастерской Арт-Станок
На съемках в Мастерской Арт-Станок

Огромное количество блоггеров совершенно уничтожило ореол избранности профессии режиссер. Сегодня режиссером может стать каждый и это не потребует большого труда.
В результате интернет, а часто и телевидение, захламлены невероятным количеством низкопробного видеокотента.
Но зритель сегодня "насмотрен" и требует "качества".

О каком "качестве" идёт речь? Начинающие режиссеры и любители сразу делают ставку на качество "картинки", - вначале камеры высокого разрешения, потом свет, дальше специальная съемочная техника, дальше "въезжают" в технические нюансы кодаков, сжатия, цветового профиля и т.п.
Проделав долгий и затратный путь создания "красивой картинки" они вдруг осознают, что "качество" не зависит от железа. Или, точнее, эта зависимость не прямая, не главная. Есть что-то, что влияет на восприятие зрителя значительно сильнее, чем разукрашенная под елочную игрушку картинка. Кто- то даже начинает понимать разницу между цветным кино и разноцветным.

И тогда открывается простая истина, - зритель тем охотнее воспринимает материал, чем выше качество режиссерского мышления автора.
Что такое "режиссерское мышление"? Если живописец мыслит красками, композитор - звуками, то режиссер - кадрами.
Точнее, мизанкадрами.
Но не всякие кадры, сложенные в последовательность, сделают фильм. Кадры складываются в монтаже по определенным законам и правилам, сформировавшимся как язык кино за сто с лишним лет его существования.
И здесь без изучения грамматики киноязыка у начинающего режиссера, автора, блоггера, перспектив нет.

-2

На режиссерском онлайн курсе "Грамматика киноязыка" Мастерской АРТ-СТАНОК вы узнаете все, что должен знать режиссер до команды «Мотор!».

Запись на онлайн курс "Грамматика киноязыка" по телефону: +7 (977) 685-77-28 и +7 (926) 210-41-27 ( WhatsApp) , на почту artstanok@mail.ru

Программа курса ГРАММАТИКА КИНОЯЗЫКА

16 занятий по основам режиссуры экранных искусств

  • Кадр и смысл. Кадр как знак особого рода и ячейка монтажа.
    О разнице между тем, что мы видим, и тем, что мы знаем.
    Иконические знаки, иероглифы, адамические языки.
  • Визуальная опора. О разнице между рассказывать и показывать историю. Последовательность из двух и трёх кадров. Почему кадры в монтаже невозможно поменять местами. Современное немое кино.
  • Начало, середина и конец кадра. Динамический смысл. Завершенная фаза движения. Драматическая и репризная функция кадра в последовательности. Что такое событие в кадре.
  • Шаг экранного повествования. Действие-результат, действие-оценка. «Третий смысл» Эйзенштейна. Как видимое рассказывает о невидимом.
  • Крупности и их функционал. От дальнего к крупному. Деталь. Почему не монтируются одинаковые крупности. Минимальная и максимальная разница крупностей в последовательности кадров.
  • Крупный план. «Альфа и омега» игрового кино. Концепт Михаила Чехова. Микромимика, эмоции, оценки. Разность функционала крупных планов у Гриффита, Эйзенштейна, Дрейера, Кассаветиса,  Куросавы, Германа, Климова, Тарковского.
  • Линии взаимодействия.  Диалог. Операторские оси. Когда можно нарушать правило осей. Европейская и американская «восьмерка». Арбитр внимания. Взаимодействие трёх и более человек в сцене.
  • Мизансценирование. Натура и интерьер. Различные способы построения мизансцен в игровом кино и ТВ. Рельефы. Мизансценическая ресурсность локаций в неигровом кино, репортаже, видеоблоге. Глубинная мизансцена, интрига на заднем плане.
  • Мизанкадрирование. Часть вместо целого. Какая часть действия необходимо должна быть в кадре. Соритмия , композиция, движение. Пэк- кадр.
  • Субъективная и объективная камеры, переходы между ними. Когда оправдано движение камеры. Зачем нужна специальная съемочная техника.
  • Монтажная фраза. Последовательность кадров в монтажной фразе в зависимости от смысловой нагрузки в сцене или эпизоде. Непрерывность. Каким образом зритель узнает, что все кадры из одного и того же фильма. Переход от одной монтажной фразы к другой, минимальное количество монтажных фраз в сцене, эпизоде, фильме.
  • Ритм монтажной фразы. Длительность кадров. Считываемость , движение в кадре. Эмоциональная кульминация и смысловое завершение. Изменение темпоритмтческого рисунка в завистмости от расположения кадра в монтажной фразе относительно кульминации.
  • Метафора как основной художественный элемент фильма. Интертекстуальная метафора, культурный код, жанровая узнаваемость.
  • Монтаж. Нарративный, ассоциативный, параллельный, сходящийся. Современные концепции . Дистанционный монтаж Пелешана.
  • Основные правила монтажных склеек. По крупностям, направлению взгляда, осям, движению, центрам интереса, ракурсам, балансу тональных масс, цвету, плоскостям , «силовым линиям», цвету.
  • Внутрикадровый монтаж без монтажных склеек. Кинематограф в поисках достоверности. Урусевский, Сокуров, Шиппер, Иньяритту. Что именно мы «режем» , когда делаем монтажный стык. Почему прогрессивный кинематограф работает «без монтажа».
Запись на онлайн курс "Грамматика киноязыка" по телефону: +7 (977) 685-77-28 и +7 (926) 210-41-27 ( WhatsApp) , на почту artstanok@mail.ru

Автор: Даниил Деведжиев, режиссер, директор и преподаватель Мастерской Арт-Станок