Найти тему
Авиационное обозрение

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг". Некоторые итоги.

Оглавление

Приветствую. Подведем некоторые итоги по довольно обширной теме посвященной ЗРК 2К11 "Круг". Он стал первой системой противовоздушной обороны, которую мы подробно рассмотрели на нашем канале. Постараемся продолжать развивать это направление и дальше, подбирая более разнообразную и интересную техническую информацию. В рамках текущего цикла в разное время уже вышло шесть публикаций. Начали мы его с рассмотрения предпосылок, которые привели к необходимости разработки зенитно-ракетных комплексов войсковой противовоздушной обороны (Ссылка на статью). Далее последовало две статьи, где мы уже конкретно говорили о ЗРК 2К11 "Круг". Первая затронула общие сведения по этому комплексу и начальные этапы разработки (Ссылка на статью). Вторая же была посвящена этапу проведения испытаний, которые предшествовали принятию данной системы на вооружение (Ссылка на статью). Также в ней немного было рассказано про знаменитый Эмбенский полигон. Далее вышло три публикации чисто технического характера, где были подробно рассмотрены основные компоненты зенитно-ракетного комплекса.

  • Станция обнаружения и целеуказания (СОЦ) 1С12 (Ссылка на статью).
  • Станция наведения ракет 1С32 (Ссылка на статью).
  • Самоходная пусковая установка 2П24 и управляемая ракета 3М8 (Ссылка на статью).

Рекомендую читателям для составления полноценного представления по данной теме с ними ознакомиться. Сегодня же речь пойдет про основные модификации комплекса, а также про их технические характеристики. Кроме того мы коротко рассмотрим входящие в состав комплекса транспортные и транспортно-заряжающие машины. На этом обзор по основным составным элементам системы будут завершен. Но, как уже отмечалось ранее, в состав зенитно-ракетного дивизиона (а тем более бригады) входило гораздо большее количество специальной техники (к примеру радиовысотомеры, радиолокационные станции кругового обзора, контрольно-проверочные испытательные станции, заправщики и т. д.). Так что постепенно будем поднимать обобщенные темы посвященные радиотехническому и материальному обеспечению. В принципе, в рамках текущего цикла, можно было еще пару слов добавить про комплекс боевого управления 9С44 К-1 "Краб" и сменившую его впоследствии автоматизированную систему управления 9С468М1 "Поляна Д-1". Некоторые время мне приходилось обучаться по специальности АСУ. Эта тема достаточно сложная и крайне специфичная. Поэтому пока мы ее пропустим, но думаю рано или поздно (по мере сбора необходимого материала) вернемся к ней отдельно и более подробно.

Самоходная пусковая установка 2П24. Источника фото: https://topwar.ru/
Самоходная пусковая установка 2П24. Источника фото: https://topwar.ru/

Транспортные и транспортно-заряжающие машины.

Для зенитно-ракетного комплекса было разработано несколько машин подобного класса. Транспортно-заряжающая машина 2Т6 предназначалась для транспортировки зенитно-управляемой ракеты типа 3М8 и ее последующей установки на пусковую установку 2П24. В отличии от остальных составных элементов комплекса она была выполнена на колесной базе. В ее основе лежала модификация полноприводного грузового автомобиля повышенной проходимости Урал-375Д.

Для транспортировки ракету размещали на специальной балочной направляющей. В случае необходимости ракету можно было прикрыть специальным тентом. Также на машине находился кран, который применялся для переноса ракеты на самоходную пусковую установку. Примерное время зарядки двух ракет на одну пусковую установку составляло 30 минут. Что же касается транспортных машин, то существовало два подобных образца. Это транспортные машины 9Т25 и 9Т226. Первая была создана на основе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157КВ с полуприцепом ПАУ-3. Вторая же разрабатывалась на базе автопоезда ЗИЛ-137 с полуприцепом 137Б. Работа над этим тягачом велась в начале шестидесятых годов. К 1963 году в Москве был построен первый опытный прототип. На протяжении некоторого времени шла его доработка. После того как все необходимые испытания были пройдены, в ноябре 1964 года новая транспортная машина была принята на вооружение.

Впоследствии на основе 9Т226 были разработаны транспортные машины 9Т227 и 9Т222, которые соответственно применялись для перевозки ракет к зенитно-ракетному комплексу 2К12 "Куб" и тактическому ракетному комплексу 9К79 "Точка". Также автопоезд ЗИЛ-137 послужил основной для хлебопекарного блока АХБ-2,5. Что касается некоторых его основных характеристик, то они были примерно следующими. Масса тягача составляла около 7000 кг, а масса полуприцепа 3800 кг. Масса же всего автопоезда с оснащением доходила до 19500 кг. Транспортная машина обеспечивала запас хода до 730 км, с расходом топлива 52 литра на 100 км. Изначально автопоезда производили в Москве, но постепенно к кооперации привлекли предприятия из Брянска.

Разработанные модификации комплекса.

Практически сразу после принятие комплекса на вооружение и начала его серийного производства, были развернуты работы по его дальнейшей модернизации. Этому способствовало несколько основополагающих факторов. Во-первых, те сведения, которые разработчики стали получать по результатам войсковой эксплуатации. Во-вторых, мы постоянно добывали информацию об улучшении эффективности средств воздушного нападения стран вероятного противника. И это требовало принятие своевременных ответный действий. Возникновение отставания в подобных вопросах ставило под угрозу обороноспособность всего государства. К тому же в те годы в активной фазе находилось несколько крупных локальных конфликтов (к примеру во Вьетнаме), где активно была задействована как авиация, так и средства противовоздушной обороны. Сведения которые поступали оттуда, показывали реальную картину боевого применения техники в сложнейших условиях. Постепенно накапливался как опыт, так и научно-технический задел. В совокупности все это позволило провести несколько крупных комплексных модификаций зенитно-ракетного комплекса. Проводимые работы были направлены на улучшение эксплуатационных характеристик, расширение зоны поражения, улучшения помехозащищенности, получение возможности борьбы с низколетящими целями. Много проблем доставила доработка комплекса для стрельбы по маневрирующим целям. По ходу проводилось большое количество теоретических проработок и последовавших за ними опытов, экспериментов и испытаний. Основной объем работ по модернизации комплекса проходил в НИИ-20. К ней были привлечены многие инженеры, конструкторы, а также целые лаборатории и научные отделы. К примеру лаборатория № 31. Доработкам подверглись практически все основные элементы комплекса, а в особенности станция наведения ракет 1С32 и станция обнаружения целей 1С12.

Станция наведения ракет 1С32. Источник фото: http://www.sargmbs.ru/
Станция наведения ракет 1С32. Источник фото: http://www.sargmbs.ru/

К примеру потребовалось вносить большой объем изменений в СНР 1С32 для повышения ее живучести в случае применения противником самонаводящихся противорадиолокационных ракет. За их проведение отвечали В. П. Чувилин и Э. И. Соренков. Впоследствии им были присуждены Государственные премии. Также можно отметить что успешно решили задачу и по противодействию крылатым ракетам. Этими работами занималась конструкторская группа во главе с Н. Н. Покрамовичем. Испытания же проводились на специальных мишенях-имитаторах, которые запускались с модифицированного носителя крылатых ракет дальнего бомбардировщика Ту-16. Приведенные примеры это только малая известная часть от проводимых в те годы исследований и доработок. Помимо всего прочего часть работ велась на перспективу и многие вещи были уже реализованы при создании новых зенитно-ракетных систем. Из известных модификаций комплекса 2К11 "Круг" можно отметить три основных. Это "Круг-А", которая была принята на вооружение в 1967 году. Она обеспечивала снижение минимальной высоты зоны поражения до 250 метров. Также была внедрена некоторая защита от противорадиолокационных ракет типа "Шрайк". В 1971 году была принята на вооружение модификация "Круг-М", которая расширила дальнюю границу зоны поражения до 50 км, а верхнюю до 24,5 км. Еще одна модификация "Круг-М1" была представлена в 1974 году. В данном варианте комплекса была реализована возможность стрельбы на догонных курсах на дальности до 20 км, а минимальная высота зоны поражения была снижена до 150 м. В завершении обзора приведем сравнительную таблицу основных характеристик как базового, так и модифицированных вариантов комплекса.

Сравнительная таблица ТТХ модификаций ЗРК "Круг".
Сравнительная таблица ТТХ модификаций ЗРК "Круг".
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: https://topwar.ru/, http://pvo.guns.ru/, https://missilery.info/, http://armedman.ru/, https://techno-story.ru, http://www.russianarms.ru/, https://commons.wikimedia.org/, http://rcforum.ru/, книга Н.Я. Василин, А.Л. Гуринович. Зенитно-ракетные комплексы, книга С.И. Петухов, И.В. Шестов. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России, книга М. В. Давыдов. Годы и люди. Часть вторая. Зенитные ракетные системы, книга История отечественной радиолокации. Издание второе, испр., доп. под редакцией С. В. Хохлова, книга Е. Д. Кочнев. Секретные автомобили Советской армии, журнал Техника и вооружение.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.
Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).