Найти тему

Съездил из Москвы в Серпухов и вот что понял...

Исторический производственный корпус фабрики "Старая мыза" ("Серпуховский текстиль").
Исторический производственный корпус фабрики "Старая мыза" ("Серпуховский текстиль").

Многие россияне любят восхищаться древностями в других странах мира: например, пирамидами Египта или Колизеем Рима. Между тем, в своей собственной стране мы нередко не только не заботимся, но и сознательно разрушаем памятники истории и архитектуры куда меньшей древности. Вот очень яркий пример из древнего города недалеко от Москвы - Серпухова.

Вследствие реформ, запущенных в России еще Петром Первым, в 1781 году купец П.Ф. Коншин открыл в Серпухове парусно-полотняную фабрику. К концу XVIII века на Серпухов уже приходилось 30% экспорта парусины из России. Она поступала в основном в Англию, с которой, увы, в 1809 году Россия прекратила торговые отношения. Однако еще в 1805 году А.П. Коншин открыл на территории древнего посада рядом с Серпуховским кремлем бумаготкацкую и ситценабивную фабрику «Старая мыза». Изготовленные ею ситцы, платки и одеяла продавались в Москве и на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Дом Коншиных при фабрике "Старая Мыза".
Дом Коншиных при фабрике "Старая Мыза".

В конце 1840-х годов внук А.П. Коншина - Н.М. Коншин запустил прядильную фабрику, на которой использовалась английская паровая машина и хлопчатобумажная пряжа английского производства, а обслуживание оборудования осуществляли нанятые в Англии мастера. В 1877 году его сыновья создали Товарищество мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове, которое под этим названием просуществовало до 1917 года. Серпуховские ткани выставлялись на промышленных выставках, экспонировались на Парижской Всемирной выставке 1878 года. Фабрика получила госзаказ на поставку тканей для нужд армии во время войны Российской и Османской империй в 1877-1878 годах.

К началу XX века Товарищество Н.Н. Коншина включало 4 фабрики: ситценабивную («Старая мыза»), прядильно-ткацкую и красильно-отделочную («Новая Мыза» и «Старый двор»), Ново-Ткацкую («Третьяковка»). Товарищество также владело литейным и кирпичным заводами, электростанцией и хозучреждениями (конный двор, мельница и пр.). Правда, рабочие, не довольные низкой зарплатой и 18-часовым рабочим днем, периодически устраивались забастовки: в 1869, 1897, 1899, 1902, 1905, 1912 годах. Фабриканты шли на частичные уступки рабочим, им были предоставлены бесплатные жилые казармы, построен поселок для семейных рабочих, открыты больница, ясли, двухклассное училище и низшая ремесленная школа, а также чайная и харчевня.

Постройки фабрики расположены на территории древнего посада Серпухова, примыкающего непосредственно к местному Кремлю.
Постройки фабрики расположены на территории древнего посада Серпухова, примыкающего непосредственно к местному Кремлю.

По эскизам В. Васнецова и К. Коровина для царской армии была создана новая форма, которую планировали ввести по окончании Первой мировой войны и в которой планировалось провести парад в Берлине по случаю предполагаемой победы над Германией. Речь идет о знаменитых буденовках, шинелях и гимнастерках с петлями-«разговорами» (под стрелецкий кафтан), а также кожаных куртках со штанами-галифе и фуражках. После того как форма была изготовлена серпуховскими фабриками, склады, где она хранилась, были захвачены большевиками. После чего новая царская форма и прижилась в Красной армии.

К 1917 году на прядильно-ткацкой, красильно-отделочной, ситценабивной и красильной фабриках Коншиных в Серпухове трудились около 13 тысяч рабочих и служащих, действовали более 4 тысяч ткацких станков. Стоимость всего имущества оценивалась в 24 млн. рублей, объем годового производства превышал 45 млн. рублей. Товарищество Н.Н. Коншина занимало третье место в списке крупнейших текстильных производств России после Никольской и Богородско-Глуховской мануфактур Морозовых.

Однако в результате национализации предприятия в 1918 году был создан Серпуховской хлопчатобумажный трест, впоследствии — комбинат. Тогда же коммерческий директор - купец Н.А. Второв был найден убитым в собственном кабинете. Его сестра была замужем за сыном Н.Н. Коншина, директором Товарищества - Сергеем Коншиным, с которым Второв вел совместное дело в золотопромышленности. Кроме того, при поддержке Главного артиллерийского управления Второв построил в Ногинском районе Московской пороховой завод, завод по производству снарядов и два завода в Москве по производству гранат, а также вместе с партнерами - металлургический завод «Электросталь» (1916-1917), давший начало одноименному городу. Также Второв вступил в созданное братьями Рябушкиными Автомобильное Московское общество (АМО), занимавшееся выпуском российских автомобилей на базе итальянского FIAT 15 Ter (впоследствии завод стал известен как ЗИЛ). По оценкам прессы, за 1916-1917 годы Второв заработал порядка 100-150 млн. рублей (около 2 млрд. долларов в современной валюте).

Изуродованное, но все еще сохраняющееся здание древнего Крестовоздвиженского храма в составе комплекса фабрики "Старая мыза". Примерно так же выглядит древний Симонов монастырь в составе бывшего комплекса ЗИЛ в Москве.
Изуродованное, но все еще сохраняющееся здание древнего Крестовоздвиженского храма в составе комплекса фабрики "Старая мыза". Примерно так же выглядит древний Симонов монастырь в составе бывшего комплекса ЗИЛ в Москве.

Н.Н. Коншин умер, большинство его родственников уехали за границу или были репрессированы. На основе фабрик Коншиных в советское время возникли предприятия «Красный текстильщик» и «Серпуховский текстиль». Последнее дожило до начала 2000-х годов, когда производило ткани одежной группы, материалы для детей, хлопкольняные ткани, ситцы, сатины, постельное белье. Но в 2009 году из-за кризиса, принудительной смены руководства и многочисленных кредитов фабрика объявлена была банкротом.

На территории комплекса сохранились культурный слой Серпуховского посада XIV-XVIII веков с остатками городских стен и башен, фундаменты уничтоженных в советские годы храмов – Вознесения, Преображения Господня и Рождества Богородицы и жилые палаты первой половины XVIII века, а также частично уцелевшие Крестовоздвиженский и Печерский храмы и производственные корпуса начала XX века в стиле модерн и дом Коншина. По инициативе Московского областного отделения ВООПИиК архитекторами была разработана концепция создания на базе коншинской фабрики музейно-туристического квартала, включая детский центр, ремесленные мастерские, гостиницы, кафе, рестораны, магазины, офисы и т.д.

Хорошо видно, что состояние памятников архитектуры, промдизайна и истории в составе серпуховского комплекса - просто ужасающее (все фото в заметке - по состоянию на март 2020 года).
Хорошо видно, что состояние памятников архитектуры, промдизайна и истории в составе серпуховского комплекса - просто ужасающее (все фото в заметке - по состоянию на март 2020 года).

Однако летом 2014 года был частично разрушен производственный корпус, в составе которого и находится памятник архитектуры федерального значения – жилые палаты (годом ранее здание палат сильно пострадало от пожара). Также летом в 2014 года на большинстве зданий серпуховской фабрики были разобраны крыши и частично перекрытия, здания подверглись разграблению. Весной 2015 года было снесено здание котельной с фасадом в стиле модерн. Незадолго до сноса корпус был подожжен. В дальнейшем планируется уничтожить все исторические корпуса фабрики и зачистить площадку для нового строительства.

(В заметке использованы открытые данные из Рунета и личные фото автора).

Похожую историю одной "заброшки" из Калуги читайте здесь.