Ритейл давно приучил нас потреблять товары омниканально. Покупки в онлайне, покупки в оффлайне, покупки через смартфон – все это в порядке вещей, мы даже не задумываемся, когда совершаем определенные действия для получения той или иной вещи. За рамками ритейла мы уже привыкли омниканально потреблять медийный контент и банковские услуги. Более того, омниканальный подход проник и в нашу рабочую среду.
Многие компании уже несколько лет назад озаботились созданием удаленных условий работы для своих сотрудников, а некоторые вообще позволили своим сотрудникам работать удаленно от нескольких дней до постоянного пребывания вне офиса. Безусловно, это стало возможным благодаря стремительному развитию технологий, персонализации и мобильности, что позволило быть на связи в любой точке земного шара здесь и сейчас. Часто такая возможность рассматривалась как приятный бонус к социальному пакету.
Мировой вызов черного лебедя – коронавирус – испытал технологическую готовность компаний для тотального перевода в формат «работа из дома». Удивителен тот факт, что в Москве, технологически продвинутом городе, множество компаний оказалось не готово к такой парадигме ведения бизнеса.
20 марта РБК сообщил, что у крупнейших дистрибьютеров на складах не осталось ноутбуков, что было связано со взрывным ростом спроса на данную продукцию. Безусловно, частично в этом спросе есть покупки для собственного использования из-за резкого падения курса рубля и ожидания резкого подорожания новых партий, однако очевидно, что такой большой запрос шел, в первую очередь, от бизнеса, пока люди предпочитали сметать продукты на полках магазинов.
Справедливости ради стоит отметить, что ряд сервисов, способствующих удаленной работе, испытали на себе взрывной спрос. Например, по данным компании Bloomberg, капитализация сервиса для видеоконференций Zoom увеличилась с 16 млрд долл до 37 млрд долл, стоимость акций за прошлую неделю продемонстрировала рост на 40%. Это может говорить о том, что многие компании не были к готовы к стопроцентному переходу в формат «работа из дома».
Неготовность компаний подтверждается результатами исследования CBRE, проведенном в середине 2019 года. В исследовании приняли участие 528 человек – сотрудники офисов Москвы. Среди прочего респонденты отмечали, по какому графику они работают. Большая часть, 70%, все еще работает по традиционному графику с 9 утра до 6 вечер на своём рабочем месте. Лишь 5% респондентов имеют возможность работать где угодно и когда угодно, а 3% могут это делать несколько раз в месяц.
Помимо технологической проверки на прочность психологическое состояние большинства сотрудников оказалось под ударом, потому что ранее опыта «работы из дома» не было. Они оказались не готовы эмоционально и с точки зрения организации процесса несмотря на то, что многие, даже крупные, компании в срочном режиме выпускали инструкции – как необходимо организовать процесс и как взаимодействовать с коллегами, подрядчиками, клиентами удаленно.
Наиболее безболезненным, если так можно сказать в текущих условиях, оказались компании и сотрудники, которые начали практиковать удаленную работу уже какое-то время назад. На их долю пришлось меньше стресса и паники, хотя, нужно признать, что тотальная изоляция – это беспрецедентный случай для всего мирового бизнес сообщества.
По мере распространения формата «работа из дома» многие задаются вопросом, войдет ли данная практика в привычный уклад бизнеса? Безусловно, некоторым данный формат придется по душе, однако не так очевидно с точки зрения менеджмента. Еще несколько лет назад формат «работа из дома» был популярен среди мировых IT гигантов, но и они уже какое-то время назад начали отходить от данной практики, стремясь создавать максимально идеальное и комфортное офисное пространство для того, чтобы сотрудники проводили в офисах как можно больше времени.
В Китае заканчивается тотальный период карантина и самоизоляции, сотрудники начали возвращаться на свои рабочие места. По данным Bloomberg, несмотря на снятие карантина, компании продолжают применять превентивные меры. Так, например, в крупнейшем техно-гиганте Tencent помимо измерения температуры, что стало обычным и для многих московских офисов, сотрудники обязаны находиться в масках в течение всего дня. Во время совместной поездки в лифте сотрудники не должны стоять лицом друг к другу. И в целом разговаривать друг с другом в течение дня. Сотрудникам компании Alibaba, например, присваивается цветовой код в мобильном приложении по отслеживанию состояния их здоровья - зеленый, желтый или красный. В зависимости от присвоенного цвета компания определяет допускать ли сотрудника в офисное здание.
Интересно, когда пройдет пандемия, вернется ли наша жизнь в обычное русло? Или тепловизоры на входе в здание и антисептики на ресепшн прочно войдут в нашу жизнь?
Хотя, если вспомнить классика, то все будет хорошо. А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений, том 10, Письма: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь… Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы...»
Еще больше интересной информации о рынке коммерческой недвижимости на нашем сайте cbre.ru